
Свыше половины россиян сталкивались с телефонными мошенниками. Наиболее уязвимы перед аферистами оказались женщины и зумеры. При этом самыми беззащитными остаются дети, выпускники детдомов, одинокие люди, старики и люди в нужде, отмечают эксперты. Чаще всего пострадавшие теряют десятки тысяч рублей, а мошенничества на сумму более 100 тыс. встречаются в 15% случаев. Примечательно, что каждый второй обманутый был уверен, что способен вовремя распознать мошенника и противостоять ему. Как избежать психологических капканов — в материале «Известий».
По данным Роскомнадзора, жертвами дистанционных мошенников очень часто становятся самые уязвимые категории: дети, пожилые люди и лица, находящиеся в тяжелой материальной ситуации. Пожилые люди часто испытывают дефицит общения, им не с кем посоветоваться. При этом нередко они слабо информированы по ряду вопросов, например, плохо разбираются в современных технологиях и предоставляемых им возможностях. Поэтому они с готовностью принимают «помощь» от мошенников.
Одна из новых схем, с которой пострадавшие всё чаще обращаются в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, созданный по инициативе Роскомнадзора, — телефонный звонок с сообщением о том, что запись к врачу в системе ЕМИАС была отменена без ведома пациента. Мошенник, представляющийся сотрудником службы поддержки ЕМИАС, предлагает срочно установить «обновленную версию приложения медицинской системы».
Ее ярлычок лишь незначительно отличается от оригинала, рассказали «Известиям» в Роскомнадзоре. После установки ПО мошенники получают дистанционный доступ к устройству и возможность вывести деньги через банковские приложения. К примеру, у москвички, обратившейся в центр в конце ноября, злоумышленники таким образом похитили 280 тыс. рублей. В настоящее время эксперты центра собирают доказательственную базу для восстановления прав пострадавшей.
Набирает обороты мошенническая схема с оплатой услуг ЖКХ, когда жертве присылают по почте, как обычной, так и электронной, поддельные квитанции. QR-код на бланке ведет на интернет-страницу с вредоносным кодом. Мошенники также звонят от имени оператора сотовой связи и говорят о смене тарифа или блокировке сим-карты, от имени страховых компаний названивают автовладельцам, сообщая об окончании срока страховки ОСАГО.
Во время звонков, напоминают в компании «Абсолют Страхование», злоумышленники могут обращаться по имени и даже присылать SMS якобы от имени банка.
Подробнее на сайте Известия