Группа «Абсолют» миллиардера Александра Светакова инвестирует $50 млн в страховую онлайн-платформу, определяющую цену каско на основе big data. У молодежи может быть меньше шансов попасть в ДТП, чем у опытного водителя на Ferrari.

Группа «Абсолют» летом запустит страховой онлайн-проект под названием Mafin, который на первом этапе будет специализироваться на продаже полисов автокаско и ОСАГО, рассказал РБК совладелец группы Александр Светаков (занимает 43-е место в списке Forbes с состоянием $2,5 млрд). У группы уже есть компания «Абсолют Страхование» (входит в топ-50 рейтинга «Эксперт РА» по сбору страховых премий в 2018 году). Mafin станет отдельным юридическим лицом, подконтрольным группе (помимо Светакова «Абсолют» принадлежит Андрею Косолапову и Андрею Трускову), но будет продавать полисы «Абсолют Страхования».

В чем суть проекта 

Пятилетний план развития Mafin предусматривает инвестиции в размере $50 млн, сказал Светаков, добавив, что сумма может меняться. Над проектом группа работает около года, в качестве консультанта привлекалась консалтинговая компания McKinsey. «В течение пяти лет мы планируем выйти на самоокупаемость и получить порядка 100 тыс. клиентов», — отметил бизнесмен. Для «Абсолют Страхования» автокаско сейчас не профильный сегмент — такие страховки лишь у 3 тыс. из 600 тыс. розничных клиентов компании.

Основная часть средств будет направлена на построение собственной технологической платформы и вывод на рынок нового бренда, пояснил Светаков.

В первую очередь новая платформа будет развиваться в Москве и Московской области, где сосредоточено основное количество ее потенциальных клиентов. На 2020 год запланирован выход на рынок Санкт-Петербурга, в дальнейшем географию проекта планируется расширять, но конкретные решения будут приниматься позднее. Целевую аудиторию в Москве и Санкт-Петербурге группа оценивает в 2 млн человек.

Все продажи на платформе Mafin будут осуществляться только онлайн — через мобильное приложение или сайт, пояснил РБК гендиректор Mafin Алексей Тимонин. По его словам, от других интернет-проектов по продаже страховок он будет отличаться двумя особенностями:

во-первых, процесс покупки страховки и урегулирования страхового случая целиком будет проходить онлайн — от загрузки документов до осмотра повреждений прямо через мобильное приложение;
во-вторых, при формировании цены будет использоваться анализ больших данных (big data) на основе нейросетей. В результате будет использоваться более 70 факторов в отличие от десяти коэффициентов, которые применяют классические страховщики. По оценкам Mafin, такая система позволит снизить стоимость полиса на 10–20% для 70% клиентов.
Изначально Mafin будет предлагать клиентам только автокаско как основной продукт и ОСАГО. Но платформа будет расширяться как за счет новых страховых продуктов (страхование выезжающих за рубеж, имущества, страхование от несчастных случаев), так и за счет дополнительных сервисов, добавил глава правления «Абсолют Страхования» Дмитрий Руденко. Например, к платформе будут подключены компании, предоставляющие услуги каршеринга (на время ремонта машины), юридических консультаций для автовладельцев, хранения шин, автомойки и т.д.

Что должен дать анализ данных об автовладельце

«На основании данных о машине и клиенте, мы можем получить десятки дополнительных параметров: о состоянии машины, были ли ДТП, были ли штрафы на эту машину, были ли штрафы на этого человека и еще массу дополнительной информации вплоть до данных о том, стоит ли эта машина в районах, где есть повышенный риск угона, как много ездит автовладелец, какой пробег у автомобиля», — объясняет Тимонин. Именно сочетание этих параметров позволяет более точно оценить риск.

Сейчас все параметры, используемые для определения цены страховки, переводят в коэффициенты: было ДТП — получи повышающий коэффициент, опытный водитель — понижающий коэффициент; менее мощные машины — понижающий коэффициент, более мощные — повышающий коэффициент. «Но на самом деле жизнь устроена не так: если вы посмотрите на реальный профиль, вероятность того или иного ДТП, повреждения и так далее — это не набор повышающих коэффициентов, а это именно супермикросегменты. Условно говоря, молодые люди на быстрых машинах действительно могут чуть чаще попадать в аварии. А молодые люди, соблюдающие правила вождения и использующие машину для поездки на работу и обратно, могут оказаться гораздо менее рискованными, чем шестидесятилетние, купившие себе Ferrari или попадавшие в ДТП, несмотря на большой стаж вождения», — поясняет Тимонин.

Перспективы проекта

В 2018 году объем страховых сборов по каско в России составил 168,7 млрд руб., из них на «Абсолют Страхование» приходится около 500 млн руб. Это 23-е место по объему собранных премий по итогам года, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства НКР Евгений Шарапов.

Цель Mafin по доведению числа клиентов до 100 тыс. «амбициозна, но достижима», считает директор группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин. Для этого, по его оценке, проекту нужно отбить у конкурентов около 1% клиентов. Но даже выход на 100 тыс. клиентов через пять лет позволит компании занять не более 2% этого рынка, указывает Шарапов. По его мнению, при запуске нового проекта речь идет не о прорыве на рынок, а о тестировании новых технологий.

Схожий с Mafin проект ранее представил «Ингосстрах», крупнейший игрок на рынке каско, напомнил Шарапов. Речь идет о новой версии мобильного приложения с самоосмотром. Но конкурентным преимуществом Mafin, по мнению эксперта, может стать именно использование big data и нейросетей. «Чем больше у страховщика коэффициентов, тем лучше получится оценить риск», — указывает эксперт.

В целом ситуация на рынке каско в России сейчас отличается стабильным снижением средней страховой премии от клиентов и, напротив, ростом средней страховой выплаты и средней комиссии страховым агентам. По словам Шарапова, это говорит о росте конкуренции между страховщиками и снижении прибыльности бизнеса.

Средняя премия по каско составляет 36 тыс. руб. по России и 54 тыс. руб. в столичных регионах. Средняя же выплата клиенту по стране и по столицам достигает около 90 тыс. руб., добавляет Бредихин.

Проект Mafin, говорит директор департамента оценки и стоимостного консультирования НАО «Евроэксперт» Анна Шлапакова, вписывается в основной тренд на рынке автострахования — автоматизация процессов. «Все пользователи хотят сейчас решать вопросы за несколько минут через экран смартфона, поэтому речь тут идет не только о скорости обслуживания и сокращении издержек на персонал, но и о лояльности клиентов», — говорит она. В перспективе Шлапакова ожидает, что доля онлайн-услуг в автостраховании будет расти, пока не достигнет 70–90%. Сейчас такой показатель наблюдается лишь в сегменте страхования выезжающих за рубеж.

Александр Светаков — о других своих проектах

В 2007 году, незадолго до кризиса, Светаков с партнерами продали банк «Абсолют» за рекордный для российского рынка почти $1 млрд. Собранный им в начале 2000-х земельный банк в Подмосковье называют одним из крупнейших частных, а состояние Светакова оценивается в $2,5 млрд. В прошлом году бизнесмен продал торговый дом «Абсолют» — одного из старейших дистрибьюторов бытовой техники и электроники в России (бизнес начал еще в начале 1990-х). В январе 2018-го бизнесмен вошел в так называемый кремлевский доклад — список чиновников и бизнесменов, которых Вашингтон считает близкими к руководству России.

О проекте на территории завода «Союз» в Москве

«Здесь будет 161 тыс. кв. м жилых зданий и 43 тыс. кв. м офисов. Самвел Карапетян не является партнером (ранее сообщалось, что группа «Ташир» будет соинвестором проекта. — РБК). Наш партнер — Окроян Мкртич Окроевич. Мы планируем начать строительство весной следующего года».

О журнале L’Officiel

В апреле 2016-го в столичном ресторане Bolshoi прошла презентация первого номера тревел-журнала L’Officiel Voyage Russia. По официальной версии, проект был партнерским — Светакова и медиахолдинга ACMG Александра Федотова, незадолго до этого купившего журнал Forbes и владевшего правами на выпуск L’Officiel в России. Но практически сразу редакция и проект вышли из-под контроля медиагруппы. «У нас с Федотовым были разные взгляды на ведение бизнеса и развитие журнала. Сейчас я сам занимаюсь этим проектом и являюсь издателем». Светаков — путешественник и журнал по-прежнему выпускает. «Это мое хобби. Мне это нравится, но, к сожалению, похвастаться безубыточностью этого проекта я не могу. Он убыточный. Но за хобби и за удовольствия надо платить», — пояснил бизнесмен.

О том, почему группа «Абсолют» не участвует в программе реновации

«У нас нет своих собственных строительных мощностей, мы не владеем комбинатами по производству строительных материалов, а без этого, как нам кажется, заниматься реновацией очень сложно. Кроме того, у нас нет и не было желания заниматься сверхэкспансией этого бизнеса. Есть совместные проекты с группой «Самолет», и я считаю это очень правильным решением — идти в партнерстве: если бы мы от ненасытности решили строить все, то однажды почувствовали бы себя плохо».

О новых венчурных проектах

«Мы сейчас работаем с европейским венчурным фондом Speedinvest, который участвует в большом количестве различных стартапов с очень хорошими результатами. Фонд не только дает инвестиции — он помогает с операционным управлением даже бизнесам на стадии зарождения. Профиль проектов разный, в зоне внимания — цифровые решения, локальные индустриальные решения, технологические стартапы. Мы с ними обсуждаем возможность вхождения в их новый фонд одним из якорных инвесторов».

О проектах в США и Англии

«Проекты в Нью-Йорке, на Манхэттене, находятся на завершающей стадии. На данном этапе не планируется расширение бизнеса [в США], так как необходимо сконцентрироваться на текущих проектах, что уже достаточно большой объем. В Англии смысл проекта состоял в том, что мы покупали площадки в хороших локациях и строили жилье для аренды. Из-за Brexit мы приняли решение о продаже: две площадки уже проданы, на остальные есть покупатель».

О благотворительности

«Почти половину своего времени я сейчас посвящаю социальным проектам. Это нельзя назвать хобби, но мне это интересно. Например, мы пытаемся создать платформу для фондов. Сейчас ситуация такая: вот решил фонд привлечь средства на свою работу, но для этого обычно нужно предъявить какой-то проект, а на их основную повседневную работу с детьми деньги привлечь очень сложно. При этом, как правило, у фондов нет возможности нанять фандрайзера, бухгалтера, консультантов — все делается на коленке, за это фонды нередко наказывают потом, их закрывают. Мы сейчас проводим закрытый конкурс среди организаций, которые оказывают наиболее эффективную помощь детям, по результатам которого в октябре выберем порядка 30 фондов, которые получат не только финансирование на основную деятельность — помощь детям, но и возможность укрепиться с точки зрения их организационной устойчивости — взять людей, консультантов».



Ссылка на оригинал:  https://pro.rbc.ru/news/5cf6af459a7947ee3c4d1b2b