Условия страховки

Опасное вождение обойдется дороже. Центробанк расширил тарифный коридор по ОСАГО в обе стороны: для легковых автомобилей и других видов транспорта на 15%, для мотоциклов на 40%. Теперь аккуратные водители смогут рассчитывать на снижение стоимости полиса, а для частых участников ДТП тарифы, напротив, вырастут. В Госдуме тем временем готовят законопроект, который позволит снизить цены на ОСАГО для добросовестных автомобилистов еще больше. Итак, что изменится и к чему это приведет?

Сегодня в комитете Госдумы по труду и социальной политике сообщили, что готовятся ввести на рассмотрение еще один законопроект, и тоже связанный с ОСАГО. Страховые компании хотят обязать предъявлять виновниках ДТП регрессивные требования, то есть после выплаты потерпевшему потребовать компенсировать эти средства у того, кто спровоцировал аварию. Речь идет о случаях с отягчающими обстоятельствами, например, когда водитель был пьян, не имел прав, покинул место ДТП и так далее. Такая возможность у страховщиков есть и сейчас, но они ей практически не пользуются – отмечают депутаты. По этой причине только за 23-24-е годы, по словам парламентариев, они не дополучили почти 6 млрд. рублей.

Законопроектом предлагается упростить судебный процесс по взысканию страховщиками ущерба по регрессивным требованиям. По информации отдельных страховщиков снятие таких барьеров сократит сроки взысканий и повысит их частоту. В Госдуме считают, что новый закон позволит не только избежать повышения стоимости полисов, но и увеличить лимиты по выплатам. Так ли всё однозначно? Как скажутся новые меры на стоимость ОСАГО и смогут ли снизить число нарушителей? Давайте обсуждать.

На связи Михаил Мосесов, заместитель директора департамента андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование».

«По нашей внутренней статистике мы всегда пользуемся правом регрессного предъявления и выставляем регресс, когда на то есть юридические обоснования. Я бы хотел обратить внимание на судебную практику, которая касается предъявления регресса и взыскания, поскольку само вождение в пьяном виде или скрытие с места преступления не являются юридическим основанием для предъявления регресса согласно статье 14.А по ОСАГО. Нужно в первую очередь доказать умысел. Это одно из юридических тонкостей, которое может оправдывать ту статистику, которую озвучили ранее. Суд встает на строну страховщика, когда тот может доказать умысел. Страховщики в праве предъявить регрессные требования, но как я понял, депутаты хотят обязать это делать. Соответственно, тут вопрос – а что делать с судебной практикой, которая заставляет нас доказывать тот самый умысел. Подорожание полиса для добросовестных водителей – это уже иная история, связанная с регионами и с коэффициентами. Все страховщики в праве использовать право на регресс в досудебном порядке или через суд и используют это в большинстве случаев. Исключения – суммы, которые ниже госпошлин, которые будут потрачены на предъявление этого регресса через суд. А касаемо того, что это перекладывается на добросовестных водителей, тут я не уверен. Существует стилистическое разногласие между таким предположением и реальностью. Тарифы ОСАГО регулируются согласно устоявшимся правилам. Территориальные коэффициенты как раз нужны для аварийных регионов, где многократность ДТП превышает норму, и они применяются там для всех водителей. Понятно, что страховщик старается индивидуально смотреть на каждого, но тем не менее на цену влияет аварийность и мошеннические действия в этих регионах. Регрессные требования влияют в последнюю очередь».

Подробнее на сайте РБК