Все за одного

Банк России в конце августа текущего года предложил изменить подход к расчету территориального коэффициента (КТ) в ОСАГО. Уже вскоре регионы России, которые относят к самым рисковым с точки зрения мошенничества, могут увидеть двукратное увеличение КТ относительно базового.

Коэффициент территории — один из показателей, влияющих на итоговую стоимость полиса ОСАГО наряду, например, с коэффициентами мощности или бонус-малусом (или коэффициентом аварийности). Значение КТ определяет Центробанк на основе статистики ДТП, частоты страховых выплат, плотности населения и числа автомобилей в регионе. Поэтому самые высокие показатели обычно в крупных городах с интенсивным движением вроде Москвы и Казани, а минимальные — в малонаселенных регионах, таких как Крым и Якутия. Теперь регулятор хочет принимать решение о повышении КТ в том числе с учетом того, какие позиции регион занимает в «Мониторинге региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО». Кроме того, Банк России предлагает расширить тарифный коридор, на основе которого после применения коэффициентов и определяется итоговая стоимость страховки. Это нужно, чтобы сделать ценообразование в обязательной автогражданке гибче — тогда страховщики смогут более индивидуально подходить к определению стоимости страховки для каждого водителя и региона.

Эксперты выделяют несколько ведущих причин убыточности ОСАГО. Первая — высокие частота и стоимость урегулирования, говорит заместитель директора департамента по моторным видам страхования компании «Абсолют Страхование» Михаил Мосесов.

Если в среднем по России частота урегулированных страховых случаев (отношение числа урегулированных убытков к количеству заключенных договоров ОСАГО) составляет 4,2%, а выплата — 104,5 тыс. руб., то те же показатели в Ингушетии составляют 8,3% и 250,1 тыс., а в Новосибирске — 5,9% и 155,5тыс. руб.

Вторая причина — страховое мошенничество. В подсчетах ЦБ есть процентный индикатор, который учитывает неоднократные ДТП с одинаковыми автомобилями и водителями в регионе. Для примера: при среднем по России показателе в 6,1% данный показатель в республиках Дагестан и Ингушетия достигает 10,3% и 14,6% соответственно, а в Новосибирске индикатор неоднократности ДТП доходит до 25,3%, акцентирует господин Мосесов.

Подробнее на КоммерсантЪ