Бизнес страдает от кибератак

- Растет интерес юридических лиц к страхованию киберрисков, но по-прежнему это достаточно малая доля бизнесменов, которая так или иначе покупает страховые продукты. Как Вы оцениваете рост, кто приходит за подобного вида страховками?

Отвечает Павел Липатов, директор департамента страхования корпоративного бизнеса страховой компании «Абсолют Страхование»

- Когда мы говорим про киберриски очень важно разделять в результате какого киберинцидента происходит то или иное событие. Потому что для банковской сферы более характерна покупка полисов киберрисков, связанных с компрометацией данных клиента либо с незаконным доступом к их лицевым счетам. А, например, для ритейла основная проблема заключается в том, что останавливается работа, поэтому ритейл заинтересован в том, чтобы в результате киберинцидентов не происходило остановки продаж. И вот в этом заключается главная разница. Разные сектора экономики предпочитают различные покрытия. Не так давно, в 2025 году, были введены новые правки в КоАП, которые увеличили штрафы за разглашение персональных данных. На рынке давно были споры относительно того, возможно ли страхование этих штрафов или невозможно. Пока рынок занял выжидательную позицию в ожидании случаев, когда будут возбуждаться дела по новым статьям.

- Приходит компания из сектора ритейла. Ваши дальнейшие действия? Это коробочное решение? Вы оцениваете степень кибербезопасности в компании? От чего зависят параметры страховки?

- Всё оценивается тем капиталом, который страховщик предоставляет страхователю в качестве покрытия. Если речь идет о 5-10 миллионах страхового покрытия, то, конечно, мы не будем проводить индивидуальный андеррайтинг рисков и выбирать покрытие, в таком случае просто предлагается некая «коробка», которая включает в себя компрометацию данных, ответственность перед третьими лицами, расходы по устранению киберинцидента, расходы в связи с остановкой деятельности. Если идет речь о том, что компания – крупная, производственная, в которой остановка мартеновской печи равносильна полной остановке бизнеса, приносящим несколько миллиардов рублей, то, конечно, в данном случае страховщик будет заниматься въедливо изучением информационной системы, способов защиты и так далее.

- Есть некая шкала рисков по секторам экономики? Или компании из ритейла и машиностроения – это будет одинаковая история?

Это абсолютно разные риски. Риски с точки зрения стоимости потенциального ущерба. То есть остановка ритейловой сети уровня Винлаб – это многомиллионные убытки, но сточки зрения страховщика мы больше смотрим в сторону сложных технических производств, где задействованы целые цепочки поставок, и остановка одного небольшого агрегата может привести к огромным убыткам именно по остановке производства.

Подробнее на РБК ТВ