В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России», рассказывающая, как на протяжении нескольких столетий, начиная с «хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке и заканчивая дружескими связями между СССР и Индией в веке XX, в российской культуре складывался образ этой загадочной страны.
В экспозиции – более 400 редких экспонатов. Часть экспонатов выставки застрахована в СК «Абсолют Страхование» от рисков, которые могут возникнуть в процессе упаковки, распаковки, погрузки, разгрузки, транспортировки, монтажа, демонтажа, временного хранения и экспонирования. Также страховую защиту предметам искусства предоставляет еще одна страховая компания федерального уровня.
Посетители выставки смогут увидеть произведения изобразительного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла и авторские произведения декоративного искусства. Не осталось за кадром и индийское кино, феномен популярности которого в Советском Союзе тоже стал предметом искусствоведческих исследований, — прямо на выставке можно посмотреть отрывки из кинофильмов и кинохронику 1950–1960-х годов.
Многие предметы, представленные в экспозиции, были сохранены российскими коллекционерами Петром Щукиным и Дмитрием Бурылиным. Один из главных экспонатов — миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. В общей сложности сохранилось не менее 500 миниатюр из различных списков «Бабур-наме»; 48 бесценных листов хранятся в Государственном музее Востока в Москве.
Центральное место в экспозиции занимают живописные работы Василия Верещагина из Третьяковской галереи, созданные во время путешествий по Индии в 1870-80-е годы, и полотна Николая Рериха. Индийской теме в русском театре посвящено отдельное выставочное пространство. Афиши, фотографии, эскизы, костюмы — некоторые из них до этого момента никогда и нигде не экспонировались. В зале «Индия духа: искатели истины» — скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и различных индуистских богов (Шивы, Лакшми, Сарасвати, Гаруды, Ганеши и Ханумана) из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По соседству — зал «Дети, звери и джунгли», где на экране крутятся отрывки из «индийских» мультипликационных шедевров советского времени.
В предпоследнем зале представлены работы российских художников, побывавших в Индии, и дарами политических лидеров Индии Никите Хрущеву. Здесь же показана часть коллекции индийских тканей и предметов декоративного искусства из Музея Востока, которые в советское время экспонировались на выставках в СССР и затем были оставлены в качестве дара в фондах российских музеев.
Последний зал посвящен Болливуду, и здесь, помимо документальной кинохроники 1950–60-х годов, можно увидеть фрагменты из кинофильмов, например, из знаменитой эпопеи «Хождение за три моря», снятой совместно советскими и индийскими кинематографистами в 1958 году.
В работе над выставкой «Невероятная Индия. Взгляд из России» приняли участие девятнадцать музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Иванова, две крупнейшие библиотеки страны (Российская государственная в Москве и Российская национальная в Санкт-Петербурге), архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД) и несколько частных коллекционеров. Над проектом трудились специалисты из разных сфер гуманитарного знания: индологи, искусствоведы, историки театра.
Выставку можно посетить до 22 октября 2023 года.