Словосочетание «дорожно-транспортное происшествие» помимо убытков и ремонта авто, ассоциируется с длительным ожиданием сотрудников ГАИ. Иногда даже из-за отсутствия видимого вреда машинам участники ДТП вынуждены по несколько часов стоять на проезжей части, чтобы оформить протокол. Это нужно для того, чтобы было правовое основание для выплаты страховки по ОСАГО (и каско) или направления машины на ремонт. С целью упрощения порядка оформления ДТП, в которых нет пострадавших, в России ввели европротокол.
Чем регулируется
В России европротокол появился в 2009 году. Говоря простыми словами, это возможность оформить ДТП по упрощённой схеме — без участия сотрудников ГИБДД. Приставка «евро» добавилась к слову «протокол» в качестве заимствования: в странах ЕС упрощённая процедура оформление ДТП появилась много раньше.
В России такое право участникам ДТП предоставлено статьёй 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ об ОСАГО, при этом должны быть соблюдены несколько условий:
- Вред причинён только автомобилям;
- ДТП — результат столкновения 2-х машин (в т.ч. с прицепами);
- У водителей есть полисы ОСАГО;
- Отсутствуют разногласия (буду ли они оформлять протокол или всё же потребуется участие сотрудников дорожной полиции).
Если хотя бы одно из условий не соблюдается, то оформить ДТП без привлечения сотрудников ГАИ не получится.
Этой же статьёй предусмотрена возможность составления протокола ДТП в электронном виде. А значит заполнить такой документ можно быстрее, чем рукописный.
Какие данные нужно указать
При упрощённой процедуре, без участия инспекторов ГАИ водители самостоятельно заполняют и подписывают протокол.
Его содержание не отличается от того, который оформляют правоохранители. В документ нужно внести:
- Сведения о каждом из участников и авто (эти данные «подтягиваются» автоматически в приложении «Госуслуги.Авто» либо мобильном приложение страховщика или системе РСА). Фамилию, имя, отчество (при наличии), номер водительских удостоверений, данные полиса ОСАГО, марку и модель автомобиля, его регистрационный знак (номер), данные свидетельства о регистрации ТС.
- Информацию о происшествии. Дату, время и место, причины и обстоятельства ДТП (краткое описание того, что произошло), согласие обеих со случившимся, фотографии машин, схему с их расположением и данные о свидетелях (если были очевидцы).
- Подписи участников.
Если стороны не сделали фотографии повреждённых авто, европротокол может считаться действительным, но есть нюансы.
«Всё зависит от наличия разногласий у участников ДТП. При этом отсутствие фотографий при оформлении через приложение может повлиять на размер выплаты. Если разногласий между сторонами нет и фотографии есть, максимальная сумма компенсации ущерба будет 400 тыс. рублей. Если же стороны не смогли договориться, то без фотоматериалов выплаты не будет, а наличие фотографий даст возможность получить компенсацию до 100 тыс. рублей», — объясняет руководитель Управления андеррайтинга моторных видов страхования СК «Абсолют Страхование» Анна Ёжикова.
После завершения процедуры оформления участники ДТП могут ехать по своим делам.
На что стоит обратить внимание
Теперь подробнее рассмотрим особенности оформления европротокола при ДТП.
Нюансы составления европротокола
В первом разделе мы рассматривали условия, при выполнении которых можно заполнить бланк европротокола, как в бумажном, так и в электронном виде. Однако некоторые моменты стоит уточнить.
- В аварии участвовали только два автомобиля и вред причинён только им. Важный момент здесь именно два участника. Если их больше, то ДТП уже может расцениваться как массовое, а значит требует присутствия сотрудников ГАИ. Второй момент — люди не должны пострадать, в противном случае о европротоколе не может быть и речи. Далее — это отсутствие убытков третьих лиц. То есть повреждения должны быть только у столкнувшихся машин, а не у мачты освещения, дорожных отбойников, ограждений, остановок общественного транспорта, придорожных киосков и т.п. — всё это уже должны фиксировать сотрудники ГАИ.
- Отсутствие разногласий. Тут вопрос двойственный — что понимать под отсутствием разногласий. По мысли законодателя, у участников дорожно-транспортного происшествия не должно быть разных мнений именно о том, оформлять евпропротокол или нет. Если один из участников сомневается в определении размера ущерба, считает, что он явно больше лимита (он определяется в зависимости от того, как оформляют документ, и может составлять 100 тыс. ₽ или 400 тыс. ₽ ) и настаивает на вызове сотрудников ГАИ, — в этом случае об упрощённой схеме участники не договорятся. Если есть незначительные разногласия об обстоятельствах ДТП и др., их можно зафиксировать при оформлении европротокола.
«При выборе упрощённого варианта оформления ДТП нужно убедиться в том, что у обоих участников есть действующий договор ОСАГО. Это можно проверить онлайн, например, на сайте НСИС. При оформлении европротокола онлайн важно сфотографировать место аварии, расположение авто участников ДТП, повреждения пострадавшей стороны. Если на фотографии не попал дорожный знак или включённая аварийка, не страшно, это не влияет на действительность протокола», — уточняет Анна Ёжикова.
Если полис ОСАГО не оформлен хотя бы у одного из участников, то составление европротокола невозможно и придётся вызывать сотрудников ГАИ.
Сумма выплат по европротоколу
При ДТП потерпевшая сторона может рассчитывать на получение выплаты по полису ОСАГО. Однако сумма варьируется в зависимости от обстоятельств.
- Выплату до 100 тыс. ₽ можно получить, если при оформлении ДТП нет разногласий и европротакол составлен в бумажном виде, если при оформлении ДТП есть разногласия, а европротокол составлен через «Госуслуги.Авто» или приложение страховой.
- Выплату до 400 тыс. ₽ можно получить, если ДТП оформлено через портал «Госуслуги.Авто», мобильное приложение страховщика либо через информсистему РСА. Кроме этого, у участников ДТП отсутствуют разногласия по обстоятельствам произошедшей аварии и убыткам.
«На максимальную сумму можно рассчитывать только если протокол составлен в электронном виде, через соответствующее мобильное приложение. При этом наличие разногласий между сторонами или отсутствие фотографий автоматически снижают размер максимальной выплаты до 100 тыс. рублей», — дополняет Анна Ёжикова.
Таким образом, законодательство стимулирует участников ДТП для оформления мелких аварий использовать именно электронные сервисы.
Особенности применения европротокола в 2025 году
С 3 февраля 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2025 № 7-ФЗ, который внёс изменения в статью 11.1 закона от ОСАГО. Повторим, что с этого года — извещение о ДТП без вызова полиции можно оформить при помощи:
- Портала «Госуслуги» («Госуслуги.Авто»);
- Мобильного приложения или сайта страховой компании;
- Информсистему РСА.
То есть закон расширяет возможности оформления электронного европротокола при помощи различных инструментов. Теперь попавший в ДТП водитель может составить документ любым удобным способом в цифровом формате и тут же направить его в страховую компанию.
Изменения коснулись и работы страховщиков. Так, с 1 января 2025 года страховые компании урегулируют убытки по европротоколу полностью (включая осмотр машины) дистанционным способом.
Данное требование не новация — ещё в 2022 году Федеральным законом от 14.07.2022 № 327-ФЗ были внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-I об организации страхового дела в РФ. Но законодатель предоставил страховщикам время для подготовки технических возможностей для реализации данного требования. Так, мобильные приложения и сайты компаний должны быть подключены к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). А форма электронного извещения должна полностью соответствовать той, которая утверждена ЦБ РФ положением от 01.04.2024 № 837-П.
При этом, если сам участники ДТП захочет лично пообщаться с представителем страховой компании, то закон этого не запрещает.