Зима — самое сложное время года для автомобилиста. Низкие температуры, обработка дорог реагентами, короткий световой день создают дополнительные трудности при эксплуатации автомобиля. Чтобы машина не подвела в самый неподходящий момент, к зиме её нужно основательно подготовить.
Основные этапы
Привести машину в порядок к зиме — значит проверить и обслужить главные агрегаты и системы автомобиля.
Нужно:
- Заменить летнюю резину на зимнюю.
- Проверить и обслужить аккумулятор.
- Заменить моторное масло.
- Проверить систему охлаждения.
- Провести диагностику тормозной системы.
- Подготовить систему очистки стёкол.
- Усилить термоизоляцию моторного отсека и салона.
- Защитить кузов от коррозии.
- Обработать замки и уплотнители от замерзания.
Смена резины
Первое, с чего нужно начать — это замена летней резины на зимнюю. Не стоит экономить и пытаться ездить зимой на летних покрышках: они жёсткие и уже при +5C теряют эластичность и плохо сцепляются с дорогой. Зимние шины намного мягче и сохраняют свои свойства при низких температурах. От этого напрямую зависит безопасность — как водителя, так и других участников движения.
Аккумуляторная батарея
Морозы и короткие поездки приводят к тому, что аккумулятор зимой часто не успевает зарядиться и быстро «садится». Чтобы избежать неприятностей, нужно проверить уровень и плотность электролита (для зимы 1270-1280 кг/м3), убедиться в чистоте клемм. Если напряжение на АКБ ниже нормы, стоит её подзарядить.
Моторное масло
Следующий важный момент — замена моторного масла. На морозе оно сильно густеет, тяжелее прокачивается по каналам, что затрудняет запуск двигателя и ведёт к повышенному износу. Поэтому перед зимой масло меняют на более текучее, с вязкостью 0W, 5W или максимум 10W. Это облегчает холодный пуск и продлевает ресурс мотора.
Система охлаждения
Течи, несвоевременная замена антифриза, неисправный термостат зимой могут обернуться серьёзными проблемами, вплоть до размораживания двигателя. Чтобы их избежать, нужно проверить систему охлаждения на герметичность, удалить возможные отложения. Если охлаждающая жидкость уже отслужила свой срок или разбавлена водой — её нужно полностью заменить на свежий антифриз.
Проверяем тормоза
Исправность тормозной системы критически важна, ведь зимой тормозной путь увеличивается в разы. Нужно убедиться, что тормозные диски и колодки не изношены, а тормозные усилия на всех колесах одинаковы. На скользкой дороге любой дисбаланс может привести к опасному заносу.
Чистое лобовое стекло
В слякотную погоду лобовое стекло быстро загрязняется. Чтобы обеспечить хорошую видимость, нужно проверить работу стеклоочистителей, при необходимости заменить щётки. В бачок омывателя залить незамерзающую жидкость, рассчитанную на морозы в вашем регионе.
Утепление подкапотного пространства и салона
Для облегчения запуска двигателя в сильные холода моторный отсек дополнительно утепляют. Для этого на рынке есть масса аксессуаров — утеплитель для капота, экран на радиатор, мягкие панели для изоляции подкапотного пространства снизу и по бокам. В салоне теплоизоляцию усиливают, укладывая материалы на пол, двери, потолок, заднюю полку. Это не даёт теплу быстро уходить наружу.
Защита кузова от коррозии
Соль и реагенты, которыми посыпают дороги зимой, — главные враги автомобильного кузова. Они забиваются во все щели и провоцируют ржавчину. Штатной антикоррозионной защиты часто недостаточно. Перед зимой желательно дополнительно обработать днище, колёсные арки и пороги специальными антикоррозионными составами. Лакокрасочное покрытие нужно покрыть слоем твёрдого воска или «жидкого стекла».
Уход за резиновыми уплотнителями и замками
На морозе резиновые уплотнители дверей затвердевают, теряют эластичность и могут порваться при открывании. Чтобы этого не произошло, их нужно обработать силиконовой смазкой или глицерином. Личинки замков необходимо законсервировать, распылив в них водоотталкивающий состав WD-40 или его аналог. Это предотвратит замерзание влаги внутри механизма.
Зимний набор автолюбителя
Собираясь в дальнюю поездку зимой, нужно положить в багажник:
- Компактную лопату, чтобы откопаться в случае чего;
- Провода для запуска двигателя от донора;
- Буксировочный трос;
- Перчатки;
- Скребок для чистки стекол;
- Размораживатель замков.
Тщательная подготовка автомобиля к зиме требует времени и определённых затрат, зато потом она полностью окупается. Машина будет заводиться в любой мороз, меньше ломаться и дольше сохранит товарный вид. И самое главное — поездки станут намного безопаснее и комфортнее. Большинство описанных процедур входят в регламент сезонного ТО, так что их в любом случае стоит проводить ежегодно перед холодами.