Аккумуляторная батарея (АКБ) — необходимый элемент каждого автомобиля. Однако даже люди с большим стажем вождения могут не разбираться в перечне типов и характеристик этого устройства. В статье расскажем о разных типах аккумуляторов и чем руководствоваться при выборе.
Какие АКБ предлагаются
Автомобильные аккумуляторы устроены примерно одинаково: в пластиковом коробе, заполненном жидким или гелевым электролитом, расположены пакеты пластин с разной полярностью. Химические реакции, которые происходят внутри АКБ, вырабатывают ток, который и подается на электросистему автомобиля. Пластины обычно свинцовые, в качестве электролита чаще всего используют раствор серной кислоты.
В зависимости от различных конструкции и наполнения АКБ делятся на:
Сурьмянистые
Свинцовые пластины быстро разрушаются. В этих типах АКБ свинцовые пластины упрочнены добавлением сурьмы — от 5 % и выше. Но это приводит к более интенсивному электролизу, поэтому в таких аккумуляторах химические реакции приводят к большой потере объема электролита, который нужно регулярно проверять и восполнять. При редком использовании сурьмянистая батарея разряжается.
Плюсы:
- дешевизна;
- неприхотливость, не боятся глубокой разрядки.
Недостатки:
- большая саморазрядка;
- низкий пусковой ток;
- требуют постоянного внимания и обслуживания;
- боязнь качки и переворачивания;
- очень короткий срок службы.
Эти аккумуляторы вытеснены с рынка более современными моделями и их можно увидеть разве что под капотом очень старых авто.
Малосурьмянистые
Это подвид сурьмянистых АКБ, пластины которых содержат меньше сурьмы — 2–4 %. Электролит в них выкипает меньше, чем в сурьмянистых, но всё же выкипает, и его нужно периодически восполнять.
Такие устройства спокойно переносят скачки напряжения, поэтому они идеальный вариант для автомобилей, где это регулярно происходит.
Плюсы:
- дешевизна;
- низкий уровень саморазряда (в сравнении с сурьмянистыми);
- неприхотливы к электрическим параметрам машины.
Минусы:
- саморазрядка;
- требуют регулярного обслуживания.
Кальциевые
Кальций в составе пластин снижает уровень электролиза, это практически до ноля сводит потерю жидкости. Это в свою очередь не даёт аккумулятору разряжаться.
Плюсы:
- не требует ухода;
- долго служит.
Минусы:
- опасность выхода АКБ из строя после ряда сильных электроразрядов;
- на восстановление после полного разряда нужны сутки;
- чувствительны к полной разрядке.
Гибридные
Такие АКБ представляют собой объединение сурьмянистой и кальциевой технологий: в положительно заряженные пластины добавлена сурьма, в отрицательно заряженные — кальций. У этих моделей средний расход электролита, они хорошо справляются со скачками напряжения.
Если автомашина с гибридной батареей будет долго простаивать, АКБ разрядится.
Плюсы:
- переносят скачки напряжения;
- хорошо сопротивляется глубоким разрядам;
- продолжительный срок службы.
Недостатки:
- возможность саморазрядки;
- требуют обслуживания.
AGM
AGM аккумуляторы представляют собой усовершенствованные свинцово-кислотные АКБ. В этих батареях пространство между электродами заполняется не электролитом, а пористым стекловолокном, которое пропитано раствором кислоты. То есть, электролит здесь находится в адсорбированном виде. Собственно, название аккумуляторов этого типа — аббевиатура английского Absorbent Glass Mat, что переводится как «адсорбирующий стеклянный мат».
Эти аккумуляторы создали специально для автомобилей с системой Stop & Start: двигатель автомобиля не работает в холостую во время остановки, а автоматически отключается и сам перезапускается, когда водитель хочет продолжить движение.
Плюсы:
- обеспечивают быстрый запуск даже в морозы;
- продолжительный срок службы;
- хорошая устойчивость к разрядам: глубокие разряды не так сильно влияют на их срок службы.
Минусы:
- дороговизна: стоят дороже свинцово-кислотных;
- быстрее разряжаются при хранении вне сети;
- чувствительность к высоким температурам: в жару срок службы может сократиться.
Гелевые
Главное отличие этих батарей в том, что электролит здесь гелевый, а не жидкий.
АКБ этого типа не теряют работоспособности в любом положении, устойчивы к сильным разрядам и вибрации и вполне подходят для автомобилей со сложной бортовой электроникой. Однако они боятся морозной погоды — на холоде гель густеет, при –50 °С. При нарушении правил зарядки можно повредить АКБ.
Плюсы:
- длительный срок службы — подобные АКБ служат дольше свинцово-кислотных;
- неприхотливы в эксплуатации: не боятся вибрации и ротации;
- хорошая ёмкость и пусковой ток;
- не требуют обслуживания.
Минусы:
- дороговизна: стоимость таких аккумуляторов выше, чем у свинцово-кислотных;
- чувствительность к перезаряду: важно использовать правильное зарядное устройство, чтобы не повредить аккумулятор.
Щелочные
В АКБ этого типа в качестве электролита используется раствор щёлочи. Их отличают медленная зарядка и устойчивость к морозам. Минусы — большие размеры и стоимость. В легковых машинах они используются редко.
Плюсы:
- сравнительно высокая энергоёмкость — это важно в тяговом и стартерном режимах;
- хорошо переносят глубокие разряды;
- медленная саморазрядка, их можно долго хранить разряженными;
- при протечках выделяют в атмосферу меньше вредных и опасных веществ;
- повышенная стойкость к перезарядам;
- не боятся морозов.
Минусы:
- низкое напряжение в сравнении с кислотно-щелочными;
- большие размеры и вес;
- «эффект памяти» — при сильной разрядке аккумулятор «запоминает» предел, и в следующий раз он будет отдавать энергию только до этого уровня.
Литий-ионные
Эти АКБ стали революционной новинкой автомобильного рынка: они быстро заряжаются и весят гораздо меньше остальных типов аккумуляторов. Но захватить рынок им не удалось. Потому что критических минусов у батарей этого типа больше, чем плюсов.
Плюсы:
- небольшой вес и компактные размеры;
- длительный срок службы;
- высокая мощность.
Минусы:
- дороговизна — дороже всех остальных АКБ;
- плохая переносимость холода и жары;
- не заряжается при низких температурах;
- плохо совместим с двигателями внутреннего сгорания;
- пожароопасен при повреждении, температура горения достигает 3000 °С;
- понадобится специальное зарядное устройства, иначе АКБ выйдет из строя.
Когда батарея требует замены
Со временем АКБ приходит в негодность. Через пять-семь лет постоянной эксплуатации ёмкости аккумулятора может не хватить, чтобы завести автомобиль при температуре воздуха ниже 15°C. Некоторые модели батарей служат и меньше — три-четыре года. Однако прежде, чем отправляться в магазин за новым устройством, доставьте старое в сервисный центр. Если батарея обслуживаемая, специалисты смогут продлить работоспособность аккумулятора ещё на пару лет.
Чем руководствоваться при выборе АКБ
При покупке нового аккумулятора прежде всего стоит отталкиваться от параметров старого.
Что именно учесть:
- Габариты. Для начала замерьте габариты посадочного места под капотом, чтобы АКБ туда поместилась.
- Тип крепления. Батарея крепится двумя способами: прижимной скобой сверху или обжимной «юбкой» снизу. Заранее посмотрите, как крепился старый аккумулятор — это облегчит выбор нового.
- Ёмкость. Выберите подходящую ёмкость батареи. Требуемая ёмкость указана в техпаспорте автомобиля, также эти данные можно найти на наклейке на корпусе старого аккумулятора. Объём энергии новой АКБ должен быть не ниже, чем у прежнего устройства. При этом превышение ёмкости над изначальными заводскими характеристиками более 5% не допускается. Чем больше объём двигателя, тем больше должна быть ёмкость аккумулятора. Дизельные двигатели требуют АКБ большей ёмкости, чем бензиновые, автомобили со множеством электроники — больше, чем старые модели.
- Величина пускового тока. Пусковой (стартерный) ток — это показатель максимального тока, выдаваемого в момент запуска двигателя. Для большинства легковушек достаточно 420–500 А. Но при значительном износе двигателя, поездках во время сильных морозов, наличии в конструкции сложной электроники потребуются более высокие величины тока. Как правило, стартерный ток и ёмкость АКБ связаны друг с другом напрямую. Для автомобиля с дизельным двигателем выбирайте устройство с более высоким показателем стартового тока, поскольку дизельное топливо гуще бензина.
- Расположение клемм. Обратите внимание на полярность — расположение клемм. Клеммы минуса и плюса на выбранной АКБ должны располагаться в такой же последовательности, как и на прежней батарее.
- Тип АКБ. Определитесь с нужным вам типом АКБ. Например, сурьмянистые аккумуляторы используются в авто старых моделей — это самый бюджетный, но и самый слабый вариант АКБ. В современные машины устанавливают кальциевые, гибридные, гелевые. На выбор типа влияет: частота поездок, погодные условия в регионе и условия хранения авто, возможность обслужить батарею и т.д.
- Бренд. Высокая стоимость не гарантирует надёжность устройства. Прежде чем выбрать между одинаковыми АКБ от разных брендов, почитайте отзывы об этих производителях.
Что ещё следует знать
Срок службы автомобильного аккумулятора отсчитывается не от даты изготовления или установки в машину, а с момента, когда в батарею залили электролит. Несмотря на это, лучше покупать АКБ, произведённую за 1–3 месяца до дня покупки. Если этот срок больше года, покупать батарею не стоит, поскольку АКБ могли неправильно хранить.
Перед покупкой автомобильного аккумулятора узнайте, есть ли на него официальная гарантия. Как правило производители гарантируют работоспособность АКБ на срок 1–3 года. Некоторые компании-изготовители предлагают продление гарантии ещё на год на дополнительных условиях.
Перед покупкой обязательно осмотрите батарею. На корпусе не должно быть трещин, сколов, а на клеммах — царапин. Проверьте работоспособность устройства с помощью нагрузочной вилки и вольтметра.
Размер клемм у АКБ разных производителей может отличаться. В европейских авто обычно устанавливаются батареи с клеммами большего размера, чем в азиатских.
Если в автомобиле установлена мощная аудиосистема или дополнительная подсветка, стоит присмотреть батарею более высокой ёмкости. Помните, что повышенная нагрузка на генератор приводит к ухудшению качества зарядки батареи и снижению срока её службы.
Типичные ошибки выбора
Выбрать аккумулятор — в первую значит найти АКБ, которая удовлетворяет именно вашим потребностям. Поэтому не нужно гнаться за мощностью, если она не нужна.
Более дешёвые модели АКБ могут выдавать слабый пусковой ток, быстро терять ёмкость, требовать регулярного обслуживания. Известность бренда производителя не гарантирует нужный уровень качества, поскольку одна и та же фирма предлагает модели для разных ценовых сегментов. Поэтому обязательно читайте отзывы автовладельцев о каждом конкретном устройстве.
Для автомобилей, оснащённых системой Stop & Start, потребуется АКБ повышенной ёмкости, с функцией быстрого заряда.
В авто средней стоимости нет смысла приобретать гелевую батарею, которая при запуске выдаёт ток около 1000 А. Поскольку для запуска двигателя такой машины требуется ток в два раза меньше.