Что такое октановое число
Бензин на заправке водители выбирают по числам — 92, 95, 98. Эти цифры показывают устойчивость того или иного вида бензина к взрывному воспламенению под давлением, или октановое число топлива. Но что это значит на практике — можно ли заменить подорожавший 95-й на более дешёвый 92-й и нужно ли в старую Ладу заливать 98-й?
В стать разобрали, как октановое число влияет на работу двигателя, какие мифы об этом показателе существуют, и как правильно выбрать бензин в 2025 году.
Что такое октановое число

Цифры «92», «95», «98» — это октановые числа (ОЧ) бензина. Этот показатель определяет стойкость топлива к детонации, или самопроизвольному взрывному воспламенению в двигателе. Чем выше октановое число, тем лучше топливо выдерживает сжатие в цилиндрах без преждевременного взрыва.
Простой пример: если залить в современный турбированный двигатель бензин с низким октановым числом (например, АИ-92 вместо рекомендованного АИ-95), топливо может воспламениться раньше времени из-за высокого давления. Это вызовет детонацию. Топливо должно воспламеняться, но — своевременно, в определённый момент цикла. Детонация же — это самопроизвольное взрывообразное сгорание бензина, она повреждает двигатель.
Аббревиатура АИ в разновидности бензина тоже связана с октановым числом. Это первые буквы слов «автомобильный» и «исследовательский». То есть буквы АИ указывают, что этот бензин предназначен для автомобилей, а его октановое число проверили в лаборатории с помощью исследовательского метода.
Как связано октановое число с качеством бензина
Как мы уже сказали, октановое число — это не показатель того, насколько бензин хорош, а характеристика стойкости топлива к детонации. Поэтому говорить, что АИ-98 более качественный, чем АИ-92 не вполне корректно.

Когда высокое октановое число полезно:
- Для современных турбированных двигателей — они рассчитаны на топливо с высоким октановым числом (АИ-95/АИ-98). Здесь оно действительно улучшает работу мотора.
- При высокой степени сжатия — спортивные авто, форсированные моторы требуют АИ-98 и выше.
- Для предотвращения детонации — если двигатель начал стучать, переход на более высокооктановый бензин может помочь. Он не чинит уже сломанный мотор, но предотвращает дальнейшие повреждения, если проблема вызвана неподходящим топливом. Если же стук не исчез после смены топлива, стоит отдать автомобиль на диагностику.
Когда высокое октановое число бесполезно или даже вредно:
- Использование бензина с октановым числом выше рекомендованного (например, АИ-98 вместо АИ-92) увеличит ваши расходы на топливо — чем выше ОЧ, тем дороже бензин.
- На старых карбюраторных авто топливо с высоким ОЧ будет сгорать дольше, чем нужно, отчего двигатель будет работать менее эффективно.
- Если октановое число повысили искусственно с помощью присадок — некоторые добавки могут засорять топливную систему.
Поэтому лучший бензин для автомобиля — тот, который рекомендован производителем. Заливать АИ выше нормы нет смысла (если только у вас не турбомотор с адаптивным зажиганием); бензин с заниженным ОЧ опасен — его использование приводит к поломкам двигателя.
Почему детонация «убивает» двигатель
Детонация, как сказано выше — это взрывное сгорание бензина в цилиндрах двигателя, которое происходит раньше, чем нужно, и неконтролируемо. Вместо плавного распространения фронта пламени от свечи зажигания, топливная смесь взрывается хаотично, чем создаёт ударные волны.
Как это происходит:
- Топливо сжимается в цилиндре (обычно в 8–12 раз).
- Если октановое число слишком низкое, бензин самовоспламеняется ещё до того, как свеча даёт искру.
- Возникает взрывная волна, которая бьёт по поршню и стенкам цилиндра.
Всё это сопровождается металлическим стуком, который слышен под нагрузкой, например, при разгоне или подъёме в гору. На старых моторах водители слышат этот стук чётко. А вот вo многих современных машинах есть электроника, благодаря которой такой проблемы можно избежать. Как это работает:
- датчик детонации «слышит» вибрации от взрывного сгорания и отправляет сигнал в блок управления (ЭБУ);
- ЭБУ моментально корректирует работу двигателя: отодвигает угол зажигания, чтобы топливо не воспламенялось слишком рано, меняет состав смеси;
- в результате детонация прекращается, а значит — исчезает и стук.
Если система по какой-то причине не справится с проблемой (например, датчик сломан), детонация продолжится, и двигатель будет повреждён.
Чем опасна детонация

Разрушение поршней и колец
- Ударные волны создают микротрещины в поршнях;
- Кольца перегреваются и теряют упругость, соответственно, в цилиндрах двигателя становятся негерметичны, что приводит к нарушению работы двигателя — смешению разных жидкостей, снижению КПД, перегреву.
Прогорание прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)
В двигателе антифриз и масло не соприкасаются напрямую, но протекают по соседним каналам, разделённым прокладкой ГБЦ. Перегрев и ударные волны от детонации разрушают прокладку ГБЦ. Из-за этого масло и антифриз смешиваются и в картере образуется эмульсии. Это ведёт к ускоренному износу двигателя и риску гидроудара при дальнейшей эксплуатации.
Износ вкладышей коленвала
Вибрация от взрывов ускоряет износ шатунных вкладышей, из-за чего может заклинить двигатель.
Повреждение свечей зажигания
Электроды свечей перегреваются и разрушаются.
Снижение КПД двигателя
ЭБУ (бортовой компьютер) автоматически уменьшает угол опережения зажигания, чтобы снизить риск детонации, мотор теряет мощность и «ест» больше топлива.
Детонацию может вызвать не только низкое ОЧ, причиной становятся также:
- перегрев двигателя (неисправность системы охлаждения);
- бедная топливная смесь (например, из-за забитых форсунок);
- нагар в цилиндрах (повышает степень сжатия);
- слишком раннее зажигание (на старых авто с трамблёром);
- низкокачественный бензин (даже с правильным ОЧ, но с вредными присадками).
Чтобы избежать самовозгорания топлива, достаточно соблюдать правила:
- заливайте бензин с октановым числом, указанным в инструкции к авто;
- не «крутите» мотор на высоких оборотах под нагрузкой. На высоких передачах мотор работает под большей нагрузкой, чем при низких и средних. Резкий разгон на высокой передаче, например, с 2000 об/мин на 5-й, создаёт детонационную нагрузку, что опасно для двигателя — сами обороты при этом обычно не заходят в красную зону;
- следите за исправностью системы охлаждения;
- используйте проверенные АЗС, так как даже АИ-98 с дешёвых заправок может детонировать из-за примесей.
Как определяют октановое число
Определение октанового числа — сложный лабораторный процесс, который помогает понять, насколько хорошо бензин сопротивляется детонации. Эталоном служит смесь двух веществ:
- Изооктан (устойчив к детонации, его показатель = 100);
- Н-гептан (легко детонирует, его показатель = 0).
Если бензин ведёт себя как смесь 95 % изооктана и 5 % гептана, его октановое число = 95 (АИ-95).
На что влияет октановое число
Защита от детонации
Детонация вызывает следующие нарушения:
- металлический стук в двигателе;
- перегрев и разрушение поршней, клапанов;
- снижение мощности и увеличение расхода топлива.
КПД двигателя
Высокооктановый бензин (АИ-95, АИ-98) позволяет:
- увеличить степень сжатия (актуально для турбодвигателей);
- повысить эффективность работы мотора — при условии, что производитель рекомендует для двигателя именно высокооктановое топливо.
Совместимость с автомобилем
Производители указывают минимальное октановое число для каждой модели. Например:
- Старые авто (ВАЗ-2101) — АИ-80/АИ-92
- Современные турбомоторы — АИ-95/АИ-98
Виды октановых чисел: ОЧИ, ОЧМ, AKI
Из-за исторических, технических и климатических особенностей в разных странах используют разные методы измерения:
|
Метод |
Условия теста |
Где применяется |
|
ОЧИ (RON) |
Низкие нагрузки, 600 об/мин |
Россия, Европа, Азия |
|
ОЧМ (MON) |
Высокие нагрузки, 900 об/мин |
Лабораторные испытания |
|
ДОЧ (AKI) |
Среднее между RON и MON |
США, Канада |
Например, в России АИ-95 = RON 95, а в США тот же бензин маркируется как AKI 91. Поэтому если едете за границу:
- в Европе ищите привычные цифры (95, 98);
- в США выбирайте бензин с AKI 91 вместо АИ-95;
- в жарких странах можно взять топливо с чуть более высоким октановым числом.
Как повышают октановое число
Чтобы повысить октановое число, производители используют разные методы, в том числе устаревшие и даже запрещённые. Чтобы не заправиться поддельным высокооктановым бензином и не повредить двигатель, важно выбирать надёжные заправки.
К основным способам увеличения ОЧ относятся:
Переработка нефти (естественное повышение)

На нефтеперерабатывающих заводах применяют технологии, которые меняют структуру молекул бензина, делая его более устойчивым к детонации:
- каталитический риформинг — преобразует молекулы бензина, увеличивая долю ароматических углеводородов (их октановое число выше);
- изомеризация — превращает низкооктановые компоненты в более стабильные (например, превращает нормальный пентан в изопентан);
- гидрокрекинг — расщепляет тяжёлые фракции нефти на более лёгкие с высоким ОЧ.
Добавление присадок (искусственное повышение)
Чтобы быстро увеличить октановое число, в бензин могут добавлять специальные вещества:
- метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) — повышает ОЧ на 10-12 пунктов, но запрещён в некоторых странах из-за токсичности;
- этанол (спирт) — в биобензинах (Е5, Е10). ОЧ этанола — около 109, но он агрессивен к резиновым деталям;
- ферроцен — дешёвая, но вредная присадка, оставляет оранжевый налёт на свечах, запрещён в РФ с 2016 года.
Также есть присадки, которые запрещены везде, но недобросовестные производители всё равно их используют:
- тетраэтилсвинец — ядовит, разрушает катализаторы и датчики кислорода. Запрещён с 2000-х годов;
- марганцевые добавки — тоже вредны для экологии и двигателя.
Смешивание компонентов
Производители смешивают разные виды топлива, чтобы получить нужное октановое число:
- высокооктановые добавки (алкилаты, изооктаны);
- авиационный бензин (например, Б-92 используется для повышения ОЧ в гоночных авто).
Как отличить качественное повышение ОЧ от опасного?
- Если октановое число повышено за счёт переработки или безопасных присадок (МТБЭ в допустимых нормах) — это хорошо.
- Если бензин неестественно «лёгкий», то есть аномально быстро испаряется, имеет резкий химический запах и водянистую консистенцию, возможно, в нём запрещённые добавки. Проверить это можно, капнув бензин: на стекло — капля быстро испарится без следа или на бумагу — на листе останутся цветные разводы. Для точной проверки можно использовать тест-полоски или отдать топливо в лабораторию на анализ.
Мифы об октановом числе

«Чем выше ОЧ, тем мощнее двигатель»
Нет. Мощность зависит от конструкции мотора. Высокое ОЧ лишь позволяет раскрыть потенциал турбированных двигателей.
«Бензин АИ-98 лучше АИ-95»
Не всегда. Если авто рассчитано на АИ-95, переход на АИ-98 не даст преимуществ, но увеличит расходы на топливо.
Так же ситуативно более высокооктановый бензин может замедлить износ двигателя, если тот уже повреждён детонацией.
«Октановое число можно проверить дома»
Бытовые октанометры имеют погрешность до 10 единиц. Точные данные — только в лабораториях.
Вывод: какой бензин лить в 2025 году
- Смотрите инструкцию к авто. Например:
- Hyundai Creta (2025) — АИ-95;
- Lada Granta — АИ-92.
- Избегайте дешёвого топлива с сомнительных АЗС — там могут занижать ОЧ.
- Для турбодвигателей лучше использовать АИ-98, если производитель не рекомендовал иного.
Используйте топливо, которое рекомендует производитель вашего автомобиля и заправляйтесь только на проверенных бензоколонках — это поможет продлить срок службы мотора.