Чем отличается коробка-автомат от вариатора
Коробка переключения передач влияет на управляемость авто и комфорт езды, поэтому её тип — не последнее, что волнует покупателя. Востребованность моделей с механикой снижается, и на дорогах становится всё больше машин с коробкой-автоматом. Помимо классического автомата, на рынке есть модели с вариатором. В статье разобрали основные отличия двух этих типов трансмиссий, принципы их работы, преимущества и недостатки каждого.
Коробка передач и трансмиссия

Коробка передач — часть трансмиссии, системы механизмов, которые передают крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам. Трансмиссия обеспечивает начальное движение авто, его ускорение, движение вперёд или задним ходом.
Коробки передач делятся на механические (МКПП) и автоматические (АКПП). Последние в свою очередь так же различаются между собой. Всего есть четыре типа АКПП — гидравлическая, робот, преселективная и вариаторная. У каждого варианта свои особенности, поэтому перед покупкой машины с автоматом стоит уточнить, какая конкретно коробка установлена.
Гидромеханическая АКПП
Классическим вариантом коробки считается планетарная АКПП с гидромеханическим трансформатором. Трансмиссия такой коробки во время движения автомобиля сама «определяет» оптимальную передачу и автоматически переключается с одной на другую. Гидротрансформатор при этом заменяет сцепление. При переключении передач может возникать короткая заминка, но водителю не требуется реагировать — механизм всё сделает самостоятельно.
Достоинства классической АКПП
- Удобство управления. Передачи переключаются автоматически и водителю не надо отвлекаться. Он может полностью сосредоточиться на дороге, — это большой плюс к безопасности движения, особенно на оживлённой трассе или в городе.
- Плавный разгон. АКПП даёт возможность контролировать тягу: переключение передач при разгоне мягкое, но ощутимое — опытный водитель почувствует лёгкий толчок во время повышения передачи. В итоге поведение авто при обгонах и манёврах относительно предсказуемо. Поклонники АКПП отмечают, что такое управление для них более комфортно, чем ровный, но слегка растянутый разгон вариатора.
- Защита двигателя. АКПП не допускает перегрева мотора из-за слишком высоких оборотов или перегрузки от резких переключений. Это особенно важно для неопытных водителей.
- Значительный эксплуатационный ресурс. При грамотном и аккуратном стиле вождения и своевременном техобслуживании авто с АКПП может пройти более 300 000 км.
- Доступный ремонт. Отремонтировать АКПП можно в любой мастерской. Стоимость услуг и деталей на замену будет значительно ниже, чем аналогичный ремонт вариатора.
- Экономия рабочих жидкостей. Для АКПП требуется всего 2—3 литра трансмиссионной жидкости, и заменять её нужно нечасто.
- Надёжность. Автомобили с АКПП выпускают больше 70 лет. За это время конструкцию коробки много раз дорабатывали под потребности разных покрытий, погодных условий и требований, проверяли и испытывали. До сих пор автомат с гидротрансформатором остаётся одной из самых надёжных конструкций коробки передач.
Недостатки классической АКПП

- Недостаточная динамика. Она может проявляться в ограничении разгона, задержке переключения скоростей и пробуксовке.
- Большой расход топлива. Топливо на авто с АКПП требуется больше, чем на машинах с другими коробками передач. Это связано с большим расходом при переключении передач.
- Ограничения при буксировке. В большинстве случаев авто с АКПП невозможно перемещать с помощью буксировки — придётся вызывать эвакуатор. Если же буксир возможен, то с большими ограничениями по дальности и скорости — обычно до 80 км со скоростью до 60 км/ч и частыми остановками для охлаждения механизмов. Это связано с особенностью АКПП: при неработающем двигателе масляный насос тоже не работает. На детали не поступает трансмиссионная жидкость, от трения они перегреваются и могут серьёзно пострадать. Особенно это опасно для гидротрансформатора — если он выйдет из строя, потребуется дорогостоящий ремонт с покупкой деталей.
Для каких условий подходит АКПП
Коробка-автомат подойдёт для сложных условий эксплуатации, например:
- езда по бездорожью. Авто с АКПП хорошо показывают себя в условиях грунтовых, неровных и заснеженных дорог, так как гидротрансформатор позволяет двигаться с минимальной скоростью и даже буксовать;
- длительные поездки по сложным дорогам. Здесь АКПП тоже более надёжна, чем вариатор, также из-за конструкции с фиксированными передачами.
АКПП с вариатором
Это тоже разновидность АКПП, но устроен вариатор иначе. Если коробка-автомат работает по ступенчатому принципу, то есть передачи переключаются, то у вариаторной трансмиссии переключения скоростей в привычном понимании нет. Она передаёт крутящийся момент к колёсам бесступенчатым образом при постоянном количестве оборотов двигателя в минуту. Переключение происходит без рывков и пауз с помощью изменения диаметра шкивов. Подбор оптимальной передачи зависит от скорости и крутящего момента. Рабочий диапазон у разных автомобилей отличается, но можно ориентироваться на среднее значение от 2 500 до 5 000 оборотов в минуту.
Конструкции вариаторных трансмиссий, как и АКПП, зависят от производителей, но все отвечают общим характеристикам сontinuously variable transmission («постоянно изменяющаяся передача»). Сокращённо их называют «вариаторами» (CVT).
Достоинства вариатора

- Мягкость хода. Поскольку переключение передач не фиксируется, автомобиль передвигается более плавно, чем авто с другими типами коробок-автоматов.
- Комфортный набор скорости. Конструкция вариатора, в отличие от других типов трансмиссий, исключает разрыв потока мощности, поэтому набор скорости у него лёгкий и постепенный, без небольших толчков, которые ощущаются при езде на АКПП.
- Экономия топлива. Вариатор самостоятельно регулирует мощность двигателя в соответствии с условиями движения, поэтому топлива тратится на 5—10% меньше, чем при прочих равных с АКПП.
- Высокая адаптивность. При изменении условий движения вариатор мгновенно изменяет мощность и эффективность — АКПП в таких ситуациях реагируют с небольшой задержкой.
Недостатки вариатора
- Затруднённость связи водителя с автомобилем. Плавность переключения вариаторной трансмиссии создаёт ощущение, что двигатель «виснет», и водитель не всегда понимает, что происходит с автомобилем — это серьёзный минус не только для новичков, но и для опытных водителей.
- Задержка ускорения. Вариатор сообщает авто динамичность хода, но из-за отсутствия переключений не всегда способен быстро ускорить машину. Управлять авто с вариатором при обгонах будет сложнее, чем машиной с АКПП.
- Дорогой ремонт. Услуги и детали на замену выйдут на порядок дороже, чем аналогичное восстановление автоматической коробки, поскольку электронных компонентов в вариаторе в разы больше.
- Расход рабочих жидкостей. Вариатору нужно почти 10 литров дорогой трансмиссионной жидкости и за более короткий, чем у коробки-автомата, период.
- Чувствительная электроника. Вариаторы укомплектованы сложными электронными программами, которые зачастую сбиваются и требуют ремонта или полной замены.
- Дорогое обслуживание. Для работы вариатору нужны специализированные смазочные материалы. Менять их нужно сравнительно часто, а масло для этого тип коробок стоит дороже, чем масло для АКПП. Его нельзя заменить на более дешёвое, поскольку это приведёт к поломке и дорогостоящему ремонту.
Для каких условий подходит вариатор
Вариатор подойдёт для движения с плавным и непрерывным изменением скорости, например:
- по городу в плотном потоке;
- на трассе, кроме длительных путешествий, поскольку долгое движение на высокой скорости приводит к перегреву коробки;
- на оборудованной дороге, поскольку вариатор не переносит повышенных нагрузок, например, пробуксовывания;
- на пологих подъёмах и спусках. Вариатор мгновенно адаптируется и находит идеальную передачу для снижения скорости на подъёме или спуске.
Заключение
Классическая АКПП предсказуема и более проста в уходе, чем вариатор. Она хорошо подходит для динамичного вождения и надёжна в длительных поездках и на необорудованных дорогах. Вариатор же выигрывает в плавности разгона, комфорте движения, по расходу топлива. Он удобен в городе, на трассе — при езде на относительно небольшие расстояния. Выбор между ними зависит от того, что важнее водителю: динамика и универсальность или экономия и комфорт.