Штраф за тонировку

Штраф за тонировку

Как можно тонировать автомобиль, а за что накажут

Яркое солнце — серьёзная помеха для водителя: оно светит в глаза и мешает управлять автомобилем, а салон превращается в духовку. Тёмные очки и кондиционер справляются с этими проблемами, но куда удобнее затонировать стёкла.

Однако здесь есть свои тонкости и ограничения. Какая тонировка разрешена и какие виды наказаний предусмотрены за чрезмерное затемнение стёкол автомобиля в России — разобрали в статье.

Суть проблемы

Какие бывают проблемы с тонировкой машины

Нередко на дорогах можно встретить наглухо затонированные машины. Со стороны кажется, что водителю такой машины ничего толком не видно. И это ощущение вполне резонно. Ведь на большинстве автомобилей плёнка наклеена не заводом-изготовителем, а самими автовладельцами или мастерами небольших автосервисов. Клиент всегда не прочь сэкономить, а значит, велика вероятность, что тонировка не будет учитывать существующих требований и нормативов безопасности.

Как таковая тонировка машин не противоречит законодательству, однако нарушением может быть степень светопропускаемости используемой плёнки и расположение на стёклах.

Что такое индекс тонировки

У каждой тонировочной плёнки есть индекс, который обозначает процент проходящего сквозь неё света — 5, 15, 20 и т.д. Соответственно, число 5 обозначает, что стекло будет пропускать внутрь салона авто всего лишь 5 % света. Если такая плёнка наклеена на задние стёкла, то вопросов к владельцу такого авто у сотрудников ГИБДД не возникнет. А вот если такой вариант будет на передних окнах и лобовом стекле — штрафа не избежать.

Разрешённая тонировка

Какая тонировка разрешена на автомобиле

Для водителя хорошая видимость и обзор в автомобиле — залог безопасности на дороге. В сумерках и ночью тонировка значительно снижает эти параметры.

Законодательные нормы

В России есть нормативы, которые регулируют использование тонировочных плёнок на окнах автомобилей — Технический регламент ЕАЭС (ТР ТС 018/2011) о безопасности колёсных транспортных средств. В документе отмечены обязательные к исполнению требования к светопропусканию лобового и передних боковых стёкол: от 70 % света и более (для бронированных авто — не менее 60 %).

Помимо ТР ТС 018/2011 вопросы безопасности колёсных транспортных средств регулирует и Межгосударственный стандарт — ГОСТом 33997-2016, принятый Межгоссоветом по стандартизации, метрологии и сертификации. Документ введён в качестве национального стандарта России в феврале 2018 года, а его положения содержат требования, аналогичные Техрегламенту ЕАЭС.

Тонкости

Помимо затемнения всей поверхности лобового стекла, разрешена его частичная тонировка. Речь о покраске или наклеивании плёнки у верхнего края стекла с допустимой шириной до 14 см, а на автобусах и грузовиках — до границы рабочей зоны «дворников». Интересно, что в указанном Техрегламенте прямо закреплено, что степень светопроницаемости такой затемняющей полосы не нормируется, то есть она может быть и «глухой».

Строгий запрет

Под запретом применение плёнок или окраска стёкол, которые ведут к искажению восприятия водителем белого, жёлтого, красного, зелёного и голубого цветов. Использование покрытий с зеркальным эффектом также недопустимо.

Промежуточные итоги

Поэтому, прежде чем наклеивать тонирующую плёнку на переднюю часть авто, стоит убедиться, что она будет пропускать от 70 % света. То есть для лобового стекла и передних боковых окон разрешается использовать плёнку с индексом 70 и выше. Для задних стёкол допустим «глухой» вариант с индексом 5. Однако перед максимальным затемнением заднего стекла убедитесь, что такая тонировка не лишила вас обзора и вы вполне обходитесь зеркалами заднего вида.

Кстати, наличие тонировки отражать в полисе ОСАГО и каско не нужно.

«Клиент может застраховать ТС как уже с имеющейся тонировкой, так и установить её после заключения договора. Какого-либо требования о том, что необходимо отражать в страховом полисе наличие тонировки на автомобиле, нет. Если тонировка не входит в заводскую комплектацию, то она не считается застрахованной», — поясняет эксперт «Абсолют Страхование» Максим Сорокин.

Так, что на оформлении автостраховки наличие или отсутствие тонирующей плёнки никак не скажется.

Купить полис Каско

Наказание за неправильную тонировку

Закон предусматривает несколько вариантов наказаний для автовладельцев, которые переборщили с затемнением. Однако для начала поясним, как инспектор ГАИ будет определять нарушает ли тонировка установленные требования или нет.

Как определяют характеристики плёнки

Сотрудники ГАИ для определения процента светопропускания тонировочной плёнки используют специальный прибор — фотометр (тауметр). Он состоит из 2 частей — передатчика и приёмника. Передатчик, источник света, помещают перед стеклом снаружи автомобиля, приёмник — за стеклом, внутри авто.

На основании данных фотометра инспектор и будет определять, нарушает водитель закон или нет. Безусловно, если инспектор ГИБДД остановит наглухо затонированную машину, то и без прибора будет понятно, что собственник авто переусердствовал с затемнением.

Согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ сотрудник ГАИ выпишет штраф на сумму 500 ₽. При этом наказать горе-водителя за тонировку могут столько раз, сколько он попадётся. Уговорить представителя дорожной полиции не выписывать штраф при условии, что водитель немедленно в присутствии инспектора снимет плёнку, едва ли получится: с точки зрения закона правонарушение уже было совершено — плёнка с неподходящим индексом была наклеена на передние стёкла, водитель выехал на таком авто на дорогу. Но если отклеить плёнку после первого штрафа — это совершенно точно убережёт от последующих.

Почему ГАИ не церемонится с нарушителями

Чем рискует водитель за езду с неправильной тонировкой

По разным данным, среди причин ДТП примерно 30 % занимает тонировка, установленная с нарушением закона.

А вот страховые компании к таким водителям более лояльны. Если у виновника аварии была тонировка с нарушением требований — это не будет считаться отягощающим обстоятельством и никак не отразится на выплатах возмещения по полису.

«Наличие тонировки у виновного в ДТП участника не влияет на страховые выплаты. При этом, нарушение требований ГОСТа 33997-2016 или ТР ТС 018/2011 влечёт дополнительно наложение административной ответственности на виновного в ДТП участника», — уточняет Максим Сорокин.

Какие «альтернативы» плёнке бывают

Несоответствующую закону тонировку можно нанести, например, с помощью покраски стёкол авто. В этом случае к стандартному штрафу в 500 ₽ добавится и предписание об устранении нарушения. За тонировочную плёнку также могут выдать предписание, но не делают этого, поскольку для того, чтобы её удалить, не нужно ехать в автомастерскую. И если собственник машины проигнорирует такое требование, то для этого в том же кодексе предусмотрена ещё одна норма — часть 1 статьи 19.3, согласно которой нарушитель заплатит штраф от 2 до 4 тыс. ₽, либо до 15 суток ареста или обязательные работы, если не выполнит выданное инспектором ГАИ предписание.

В заключение

Заводская тонировка на стёклах есть далеко не у всех авто. Однако это легко исправить — предложений на рынке предостаточно. При этом важно подходить к тонировке с умом и помнить, что она влияет на видимость и обзорность для водителя. Для лобового стекла и передних пассажирских окон тонировка должна пропускать 70 % света, если это требование не соблюдено, то инспектор ГАИ вправе оштрафовать нарушителя на 500 рублей. Причём такую сумму нужно будет заплатить столько раз, сколько водителя поймают с чрезмерной тонировкой.

на главную