Нужны ли права на электросамокат
Электрические самокаты массово стали появляться на улицах в конце прошлого десятилетия — в конце 2010-х. Поначалу их воспринимали как новую игрушку для взрослых, мода на которую быстро пройдёт. Но в 2018 году в России заработал первый сервис кикшеринга и стало ясно, что самокаты с нами надолго.
На электросамокате удобно добираться от дома до метро или от метро до работы, а иногда — просто передвигаться по городу или гулять. Но с ростом популярности этой разновидности городского транспорта серьёзно усложнилось уличное движение, поэтому в последние пару лет власти ужесточают правила их использования. О нюансах пользования электросамокатом и обязанностях водителя — рассказали в нашей статье.
Электросамокат — полноценное транспортное средство или игрушка

Согласно российскому законодательству, электросамокаты входят в категорию «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). В пункте 1.2 ПДД сказано, что к СИМ относятся транспортные средства с одним или двумя колёсами и двигателем.
Помимо электросамокатов, в категорию входят электрические скейтборды, гироскутеры и моноколеса.
Полноценными участниками дорожного движения их признали в марте 2023 года, когда вступило в силу постановление правительства №1769. При этом законодательство ещё не завершено: например, в ПДД не хватает критериев по скорости и мощности СИМ, также не определена ответственность для их водителей.
На этом этапе нужно иметь в виду: если устройство слабое, используется на тротуаре со скоростью пешехода — это одно. Если устройство мощное, может развивать значительную скорость и выезжать на проезжую часть — другое.
На какие электросамокаты нужны права
Для группировки и систематизации средств индивидуальной мобильности принято опираться на ГОСТ Р 70514-2022. Из стандарта следует, что электросамокат не должен развивать скорость больше 25 км/ч.
Критерий мощности двигателя для них не установлен. Однако считается, что для лёгких устройств она не должна превышать 250 Вт.
Практика показала, что при решении споров более мощные СИМ суды относят к категории мопедов. Но есть нюанс: мопеды не могут разгоняться свыше 50 км/ч.
Выходит, что понять, нужно ли водительское удостоверение для езды на электросамокате или нет, можно по мощности двигателя.
Так, на тяжёлый СИМ мощностью больше 250 Вт, развивающий скорость свыше 25 км/ч, потребуются права как минимум категории М (или любой другой). Если же мощность СИМ превышает 4 кВт, то он будет считаться мотоциклом и на него потребуются права категории А.
Отдельно стоит упомянуть модели с сидением: обычно они оснащены более мощным двигателем и способны развивать скорость, сравнимую с мопедом, поэтому закономерно привлекают внимание сотрудников ГИБДД.
Сколько водителей самокатов соблюдают требования закона

Практика пользования самокатами серьёзно расходится с законодательством.
Некоторые пользователи СИМов успешно обманвывают систему, представляя тяжёлый электросамокат за маломощный. Принцип тот же, что со 100-кубовыми мопедами, которые выдают за 50-кубовые. И такой обман — скорее правило, чем исключение.
«Я думаю, что это очень массовое явление. Было бы странно, если бы та же индустрия велокурьеров пользовалась маломощными транспортными средствами, выезжая на дороги общего пользования», — объясняет шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев.
К обходу ограничений подталкивают и сами производители СИМ. Бахарев рассказал, что однажды видел, как в коробке из-под электросамоката, формально подпадающего под все требования законодательства, лежала инструкция о том, как вручную повысить мощность устройства и разблокировать скоростное ограничение.
«Нет нужды проверять характеристики самоката, пока не произошло ДТП. А если произошло — то тут тоже интересные события получаются. Я был свидетелем аварии, где был виновен автомобилист, но при этом самокатчик ехал на очень мощном устройстве и в этом смысле был не прав. С него спросили за технические нарушения, но ответственность за случившееся он всё равно не разделил», — рассказал специалист.
Так что проблема не только в жульничестве водителей — страдает правоприменение. Автоинспекторы не часто обращают внимание на электросамокаты, даже если нарушение очевидно. Дело в том, что специальных методичек по проверке электросамокатов на соответствие на данный момент нет, считает Владимир Бахарев.
«Сотрудники Госавтоинспекции начинают интересоваться этой историей тогда, когда происходит ДТП. А активно начинают интересоваться, когда происходит резонансное ДТП: например, зимой на дороге кто-то "словил” на встречке электросамокат», — говорит Владимир Бахарев.
Общее несерьёзное отношение к СИМ вообще и к электросамокатам в особенности ведёт к целому комплексу проблем:
- Водители не знают ПДД. Раз для управления самокатами не нужны права, огромное количество водителей не знают элементарных правил дорожного движения.
- Водитель может быть ребёнком. Взять самокат на кикшеринге вполне можно без подтверждения возраста, поэтому нередко за рулём СИМ оказываются дети-лихачи.
- Водитель может быть нетрезв. Немало пользователей электросамокатов нарушают правила и встают за руль в состоянии опьянения.
- Водитель ездит с пассажиром. Самокат конструктивно предназначен для одного человека. При манёврах и торможении с пассажиром риск падения повышается.
Это создаёт серьёзную опасность для всех участников дорожного движения. И если те же автомобилисты защищены кузовом авто, а их машины — полисом ОСАГО, у пешеходов и водителей самокатов средств защиты — например, шлемов — нет, и страховку они оформлять не обязаны. То есть, если из-за действий водителя СИМ пострадает чужое здоровье или имущество, компенсировать ущерб ему придётся из своего кармана. Не говоря уже о том, что и сам он не застрахован от опасных случайностей на дороге.
Введут ли обязательные права на управление лёгкими электросамокаты

СМИ жадно хватаются за дорожные происшествия с участием электросамокатов, стараясь сделать их как можно более резонансными. Особое внимание достаётся случаям, когда за рулём СИМов оказываются несовершеннолетние. В результате вопрос о самокатах стал одним из тех, что раскалывает общество надвое.
В марте 2025 года Следственный комитет РФ внёс в Госдуму предложения об ужесточении требований к использованию электросамокатов. Одно из них предполагает запрет на управление любыми СИМ для граждан младше 16 лет, другое — приравнивание электросамокатов к механическим транспортным средствам. В перспективе это приведёт к необходимости обзаводиться правами категории М даже для слабомощных самокатов мощностью до 250 Вт.
Пока дело не идёт дальше обсуждений. Однако Владимир Бахарев считает, что права на средства индивидуальной мобильности вводить всё-таки нужно. В особенности это будет полезно в отношении сервисов краткосрочной аренды СИМ.
«Я надеюсь, что это произойдёт. Потому что те, кто берёт самокаты в аренду, — это кто? Это физлицо на транспортном средстве. Кто их может контролировать и ограничивать? Арендодатель. Сотрудники автоинспекции тоже, но в каких-то мелочах: попробуйте запретить электросамокату с двумя людьми верхом ездить по тротуару, разгоняя пешеходов», — пояснил специалист.
Как наказывают нарушителей на электросамокате
Если вы управляете мощным электросамокатом без водительских прав, предусмотрен штраф от 5 до 15 тыс. ₽. Водители любых СИМов также должны соблюдать ПДД. Так, за проезд на красный свет придётся отдать 800 ₽, а за езду в нетрезвом виде — до 1,5 тыс. ₽. Не стоит забывать и о наказании за отсутствие шлема или выключенные ночью фары.
Кроме того, сервисы кикшеринга придумали собственную систему штрафов для пользователей арендных электросамокатов. В среднем наказания варьируются в диапазоне от 1 до 100 тыс. ₽. Например, за поездку на одном СИМе вдвоём придётся отдать 5 000 ₽, а за смертельный наезд на пешехода — 100 000 ₽.
Другие ограничения для водителей самокатов в ПДД
ПДД установлены ограничения на управление электросамокатами. Так, кататься на СИМ без присмотра взрослых можно с 14 лет. Для движения разрешено использовать тротуары, велодорожки и пешеходные зоны. Выезжать на проезжую часть можно только при условии, что нет альтернативного пути.
Максимальная скорость лёгкого электросамоката — 25 км/ч в любой зоне. Причём сервисы кикшеринга пошли дальше и сделали принудительное ограничение скорости в отдельных частях города: в местах скопления людей, в парках и возле достопримечательностей она падает до 15 км/ч.
Между тем тяжёлым устройствам, чья масса превышает 35 килограммов, разрешается ездить только по дорогам, а заезжать на тротуар можно только если это действительно необходимо. Кроме того, максимальная допустимая скорость для них — 60 км/ч (даже больше, чем у мопедов).
В том числе отсюда и вытекает требование о наличии прав. А значит пользоваться тяжёлым СИМ в России могут исключительно граждане старше 16 лет.
Краткое заключение
Электросамокаты в России стали полноценными участниками движения на дорогах, к которым применимы те же нормы, что и к остальным транспортным средствам.
На лёгких СИМ массой до 35 кг можно свободно передвигаться по городу: главное — не забывать о ПДД.
Для управления тяжёлыми моделями мощностью от 250 Вт до 4 кВт, которые могут развивать скорость свыше 25 км/ч, придётся получить права категории М.
Для управления самокатами мощностью свыше 4 кВт, которые развивают скорость более 50 км/ч, необходимы права категории А.
Законодательство продолжает развиваться: обсуждается повышение минимального возраста водителей до 16 лет и обязанность получать права даже для управления лёгкими электросамокатами. Пока же ответственность за безопасность лежит на самих водителях.