Нужны ли права для управления лодкой
Рыбалкой увлечены десятки миллионов россиян, некоторые эксперты уверены, что их аж 80 %. Отдельное удовольствие — поудить с воды. Самый частый вопрос, которым задаются в этой ситуации, — нужны ли права на управление лодкой. Ответ не так прост, как кажется, и зависит от характеристик плавсредства.
В статье разобрали, когда разрешается выходить на воду без специального удостоверения, а когда его получение — обязательное требование закона.
Что нужно знать, выходя на воду

Главные документы, регулирующие использование маломерных судов в России, — это Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ (приказ МЧС России от 06.07.2020 № 487).
В КоАП РФ установлена ответственность за управление лодкой без прав, когда они необходимы. Механизм привлечения к ответственности аналогичен ситуациям с авто. Если права у судовладельца есть, но он их не взял с собой на судно — за такую забывчивость накажут по статье 11.8.1 КоАП РФ штрафом в сумме 100 ₽.
А вот за управление судном, подлежащим регистрации, лицом, у которого нет на это права, повлечёт штраф по части 2 статьи 11.8 КоАП РФ в размере от 10 тыс. до 15 тыс. ₽. То есть в этом случае наказывают уже не за отсутствие прав при себе, а за управление судном, которое по закону требует наличия удостоверения, а его изначально нет.
Правила пользования маломерными судами на водных объектах устанавливают все требования: от оснащения судна спасательными средствами до правил движения и стоянки. А также содержит перечень обязанностей лиц, управляющих плавсредствами, среди которых наличие соответствующего удостоверения. Кстати, с 1 марта 2026 года вступит в силу обновлённая редакция этого документа.
Отдельный вопрос — нужна ли страховка? В отличие от автомобиля, обязательная страховка гражданской ответственности (ОСАГО) для владельцев лодок и катеров на сегодняшний день не требуется. Однако, выходя на воду, вы всегда рискуете, поэтому разумно будет изучить предложения по добровольному страхованию.
Когда права на лодку не нужны
В законодательстве чётко определены параметры маломерных судов, для управления которыми не требуется специальное удостоверение. Это касается самых популярных вариантов для отдыха. Критерии:
Мощность мотора
Права не нужны, если на лодке установлен подвесной двигатель мощностью до 8 кВт (примерно 10,88 л.с.) включительно. Это самый важный и распространённый критерий. Если мотор на 5, 8 или 9,9 лошадиных сил — можно смело выходить на воду, не беспокоясь о правах.
Размеры и масса судна
На вёсельную либо парусную лодку, байдарку или иное судно без мотора права не понадобятся, если его масса менее 200 килограммов включительно. Также под это правило подпадают суда валовой вместимостью менее 80 единиц (этот параметр касается в основном крупных судов и для рядового пользователя не так актуален).
Тип лодки
Без прав можно управлять:
- надувными и ПВХ лодками с мотором мощностью до 8 кВт (10.88 лошадиных сил — л.с.);
- гребными лодками любого типа (алюминиевые, ПВХ, деревянные);
- байдарками, каяками, каноэ и т.п.;
- парусными судами, если их длина не превышает 9 метров и на них используется двигатель не мощнее указанного выше, который требует прав.
Когда права понадобятся
Как только характеристики судна выходят за указанные выше, потребуется удостоверение на право управления маломерным судном.
То есть, права понадобятся, если:
- Мощность двигателя судна выше 8 кВт (10.88 л.с.). Если на вашей лодке стоит мотор больше 10,88 л.с. — права обязательны.
- Парусное судно длиной более 9 метров. Если вы — владелец крупной парусной яхты, то понадобятся права соответствующей категории («моторное судно», «парусное» и т.п.).
- Судно, подлежащее регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Фактически, если плавсредство должно быть зарегистрировано из-за мощности лодочного двигателя > 10.88 л.с. или его массы > 200 кг, то и права на управление понадобятся.
- Коммерческая деятельность и соревнования. Использование судна для перевозок пассажиров, грузов, проведения экскурсий или участие в официальных спортивных соревнованиях всегда требует наличия прав.
При этом, как только вы выходите на любом судне, даже подпадающем под критерии «без прав», в акваторию, где действуют правила судоходства, например, крупные реки, портовые зоны — соблюдайте все правила плавания.
Как получить права на управление лодкой

Процесс получения удостоверения судоводителя напоминает получение автомобильных прав и состоит из нескольких этапов: обучение – теория и практика, экзамен в ГИМС.
Пройти подготовку можно в учебных центрах, которые имеют лицензию на образовательную деятельность в этой сфере и аккредитацию ГИМС. Обучение включает в себя:
- изучение основ судовождения, навигации, лоции, метеорологии, правил пользования маломерными судами, административного права и оказания первой помощи.
- отработку навыков управления судном на воде, выполнения манёвров (подход к причалу, человеку за бортом, «змейка») и умение швартоваться.
После успешного прохождения обучения кандидат сдаёт экзамен в подразделении ГИМС. Экзамен, как и обучение состоит из двух частей:
- теория — сдают по билетам, перечень которых утверждён ГИМС. Проверяют знания правил и основ судоходства, безопасности и требований законодательства.
- практика — проводят проверку навыков управления в акватории на судне того типа, на которое экзаменуемый получает права (моторное, парусное и т.д.).
После успешной сдачи экзаменов в ГИМС выдают удостоверение на право управления маломерными судами. Внешне документ напоминает автомобильные права: содержит фотографию, ФИО, категории судов, к управлению которыми владелец допущен (например, «моторное судно», «гидроцикл», «парусное судно»), и срок действия. Удостоверение судоводителя выдаётся на 10 лет. По истечении этого срока его необходимо заменить.
В заключение
Подытожим: права не нужны, когда используют мотор мощностью до 10.88 л.с. или любое безмоторное судно (включая лодки ПВХ, байдарки) массой до 200 кг. Это идеальный вариант для коротких прогулок, рыбалки и отдыха на небольших водоёмах.
Получать права обязательно, если лодка или катер оснащены двигателем мощнее 10.88 л.с. Это не только требование закона, но и залог безопасности судоводителя и окружающих на воде. Процесс обучения и сдачи экзаменов систематизирует знания, позволяет отработать навыки управления плавсредством и помощь в чрезвычайных ситуациях.
Главное на воде — это не формальное наличие или отсутствие «корочки», а ответственность, трезвость, внимательность и неукоснительное соблюдение правил судоходства и безопасности.