Как получить права на самолёт малой авиации
Самолёт в небе притягивает: кажется, что он направляется в тепло и безмятежность, и хочется оказаться в нём. Но кому-то мало просто лететь в самолёте — они мечтают оказаться за штурвалом. Воплотить эту мечту вполне возможно: официальный допуск к управлению воздушным судном малой авиации даёт свидетельство частного пилота. Для жителей России это открывает уникальные возможности авиационного туризма, когда можно самостоятельно добираться в отдалённые регионы. Как получить права на легкомоторный самолёт — рассказали в статье.
Этапы получения прав частного пилота

Процесс получения лицензии пилота (Private Pilot License, PPL) регулируют федеральные авиационные правила, а именно, ФАП-147. По такому документу пилот сможет управлять самолётами массой до 5700 кг. Для достижения цели кандидату необходимо пройти несколько этапов.
Врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК)
Перед началом обучения необходимо получить медицинское заключение о годности к управлению воздушным судном.
Важно понимать, что врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) — это не формальность, а проверка того, сможете ли пилот нести ответственность за себя, пассажиров и воздушное судно. Да, требования строгие, но они созданы для обеспечения безопасности. Поэтому для многих это самый волнительный этап.
ВЛЭК проходит в аккредитованных Росавиацией медучреждениях. Полный перечень таких организаций приведён на сайте ведомства.
Для получения заключения нужно пройти обследование у:
- оториноларинголога;
- офтальмолога;
- невролога;
- хирурга;
- терапевта;
- психиатра и нарколога (в специализированных диспансерах).
Не отчаивайтесь, если какой-то из специалистов не пропускает вас с первого раза — многие пилоты проходят дополнительные обследования и успешно получают допуск.
Однако есть заболевания, при которых путь в авиацию закрыт. Не допустят до обучения кандидатов, у которых обнаружат:
- снижение остроты зрения ниже 0.5 на один глаз и 0.2 на другой;
- нарушения цветоощущения;
- сахарный диабет;
- эпилепсию;
- серьёзные сердечно-сосудистые заболевания;
- психические расстройства;
- алкогольную или наркотическую зависимость.
Срок действия заключения ВЛЭК — 2 года для пилотов младше 40 лет, 1 год — старше 40 лет. Каких-либо ограничений по полу или верхней границе возраста для претендентов на получение прав нет.
Лётная школа и заключение договора

Второй этап на пути к месту за штурвалом — выбор авиационного учебного центра (АУЦ). Фактически — это ваш второй дом на ближайшие месяцы. Учебная программа — внушительная: объёмная теория, обучение на тренажёре и определённое количество часов налёта с инструктором. Обучение проводят в центрах, аккредитованных в Росавиации.
При выборе школы обращайте внимание на:
- Наличие действующей аккредитации у АУЦ. Такой перечень лётных школ также приведён на сайте Росавиации.
- Состояние парка воздушных судов. Обычно это Cessna 172, Diamond DA40, Як-18Т, Tecnam P2002.
Интересный факт про некоторые модели самолётов! Считается, что Cessna 172 прощает ошибки новичкам, Diamond DA40 — более строгая, но невероятно чуткая машина. - Квалификацию инструкторов. Обучать должны опытные пилоты, а не «вчерашние» выпускники.
- Месторасположение аэродрома.
Если есть сомнения в выбранной лётной школе, пообщайтесь с курсантами, познакомьтесь с инструкторами.
Требования к кандидату на получение лицензии частного пилота:
- Возраст от 18 лет.
- Образование не ниже среднего профессионального. Получение прав на самолёт малой авиации — это профпереподготовка, поэтому требуется конкретный уровень образования.
- Действующее заключение ВЛЭК.
- Отсутствие судимости.
По аналогии с обучением на водительское удостоверение, страховка не входит в обязательный перечень условий для получения прав.
«Скорее всего у учебного центра есть полис страхования его гражданской ответственности, но лимит может быть скромный, либо с ограниченным покрытием. Приобретение же полиса ДМС будет хорошим подспорьем при наступлении несчастного случая», — рекомендует эксперт СК «Абсолют Страхование» Антон Иванов.
Воздушное судно, как и автомобиль — техническое средство повышенной опасности. Поэтому и относиться к этому необходимо соответствующе. Получить травму у неопытного новичка шансов много, поэтому страховкой, несмотря на её необязательность, пренебрегать не стоит.
Теоретическая подготовка
Следующий этап — изучение теории (как правило, 156-200 часов). Безусловно объём и перечень тем большой. Но каждая выученная тема — это кирпичик в фундамент опыта пилота.
Теоретический курс включает изучение:
- аэродинамики и конструкции ВС;
- авиационной метеорологии;
- воздушного права и авиационных правил;
- навигации и аэронавигации;
- радиосвязи;
- основ эксплуатации авиационного оборудования;
- действий в аварийных ситуациях.
Обучение проходит в очном формате с использованием современных тренажёров и учебных пособий.
Тренажёрная подготовка

Далее претендента на получение прав на самолёт малой авиации ждёт обучение на авиационном тренажёре, который полностью имитирует кабину воздушного судна. Тренажёр — это возможность безопасно научиться чувствовать самолёт. Здесь можно ошибаться, снова и снова отрабатывать сложные моменты.
Отработка навыков пилотирования на авиационном тренажёре включает:
- изучение приборной панели;
- отработку проверок по чек-листам;
- тренировку взлёта и посадки в стандартных условиях;
- действия при отказах оборудования;
- отработку полёта по приборам.
Обязательное время на тренажёре — от 6 часов.
Лётная практика
Минимальное требование к практике — 40 часов налёта. По ощущениям первый полёт с инструктором — это смесь восторга и концентрации. Шум двигателя, вибрация, пробежка по полосе и отрыв — всё это будущий пилот ощущает уже не в кабине тренажёра, а в реальности.
Программа лётной подготовки включает:
- 15 часов — полёты с инструктором;
- 15 часов — самостоятельные полёты по кругу;
- 10 часов — маршрутные полёты, включая 2-х часовой маршрут с посадкой на другом аэродроме.
Ключевые упражнения, которые предстоит тщательно отработать:
- взлёты и посадки в различных условиях;
- полёт по кругу;
- выполнение виражей, горок, спиралей;
- действия при отказе двигателя;
- полёты по приборам;
- использование авиационной радиосвязи.
Фактически к экзамену в Росавиации претендент на получение прав должен стать настоящим пилотом.
Экзамен в Росавиации

Экзамен проходит в два этапа. Первый — теоретический — представляет собой компьютерное тестирование по 7 предметам. Второй — практический — демонстрация претендентом навыков управления воздушным судном малой авиации с экзаменатором на борту.
Получение свидетельства частного пилота PPL(r)
После успешного окончания учёбы и подтверждения этого на экзаменах кандидату выдают свидетельство. В нём проставлены несколько отметок:
- типы разрешённых самолётов;
- допуски (например, дневные/ночные полёты, полёты по приборам);
- ограничения.
Свидетельство действительно 2 года, затем требуется продлить его через проверку налёта и медицинскую комиссию.
После получения PPL новоиспечённый пилот воздушного судна малой авиации может купить себе личный самолёт. На него нужна страховка — по типу ОСАГО для авто.
«Российским законодательством предусмотрено обязательное страхование владельцев воздушных судов согласно Федеральному закону № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно статье 131 ВК РФ, владелец обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших. При этом Кодекс не выделяет малую авиацию в отдельную категорию и не делает для неё исключение. То есть к ней применяются те же нормы, что и для остальной авиации», — поясняет Антон Иванов.
Полноправный владелец прав на управление небольшим гражданским самолётом — член особого сообщества пилотов, людей, понимающих небо. Пилоту с PPL можно брать с собой в полёт друзей и близких, летать на выходные в соседний город и т.п.
А чтобы не переживать за личный авиатранспорт, в ряде случаев можно оформить на самолёт и каско. Правда, чтобы оформить его, может понадобиться приложить усилия.
«Такой страховой продукт, как каско для воздушных судов малой авиации действительно есть, но его продаёт незначительная часть страховых компаний», — дополняет Антон Иванов.
Напомним, что коммерческие перевозки не входят в PPL. Для этого необходим другой тип лицензии пилота (прав) — Commercial Pilot License (CPL). Обладатель коммерческой лицензии получает право на выполнение авиационных работ за вознаграждение. Это открывает широкий спектр профессиональных возможностей: от пассажирских и грузовых перевозок до аэрофотосъёмки и мониторинга местности. В сфере малой авиации лицензия позволяет, например, проводить обзорные экскурсии или авиационно-химические работы в сельском хозяйстве.
Документы для поступления в АУЦ

Подготовка документов — это тоже своего рода испытание на пути к мечте. Отнеситесь к этому, как к первому заданию — внимательно и ответственно. Понадобятся:
- паспорт гражданина РФ;
- заключение ВЛЭК установленного образца;
- диплом вуза или колледжа;
- СНИЛС;
- 4 фотографии 3×4 см;
- заявление установленной формы.
С АУЦ необходимо заключить договор на обучение. Стоимость варьируется в зависимости от лётной школы (от 1,5 до 3 млн рублей).
Заключение
Получить свидетельство частного пилота в России — это сложно, недёшево и потребует времени. Чтобы получить удостоверение, понадобится железная воля. Если опускаются руки, подбодрить себя несложно — достаточно подумать, что каждый профессиональный пилот когда-то так же сидел в тренажёре и переживал из-за усталости и ошибок.
Современная нормативная база и развитие инфраструктуры малой авиации делают обучение и получение прав на легкомоторный самолёт всё более доступным для граждан России.
Если не можете решиться записаться на обучение, но желание никак не проходит, сделайте первый шаг к мечте — запишитесь в АУЦ на ознакомительный полёт.