Что лучше зимой: шипы или липучка

Что лучше зимой: шипы или липучка

Законодательство, плюсы, минусы и технологические особенности разных покрышек

Автолюбители из года в год спорят, какая резина лучше держит дорогу в холода — шипованная или липучка. Кто-то уверен, что без шипов на зимней дороге делать нечего, другие считают их пережитком прошлого и покупают себе только липучку.

Назвать эти споры пустыми нельзя. Уже при +7°C летние покрышки начинают дубеть, а при минусовой температуре вообще перестают держать дорогу — скользят, что подвергает опасности самого водителя и других участников дорожного движения.

При выборе зимних шин нужно учитывать климат, стиль вождения и дорожные особенности региона. В статье сравнили оба варианта зимней резины, чтобы вам было проще выбрать.

Отличительные свойства зимней резины

Какие зимние шины лучше?

Некоторые водители пытаются заменить зимнюю резину всесезонной или вообще продолжают в холодное время года ездить на летних шинах в расчёте, что в их городе чистят снег. Это не только не выгодное, но и опасное решение. Сэкономить на резине не получится по нескольким причинам:

  • В России запрещено использовать летние шины с декабря по февраль, за нарушение предусмотрен штраф от 500 руб. по ст. 12.5 КоАП.
  • В случае ДТП страховые компании могут снизить выплату или вовсе отказать в возмещении ущерба, если водитель не переобул машину.
  • При низких температурах летние шины изнашиваются в 3-4 раза быстрее.

Но самый главный аргумент заключается в том, что летние шины в холодное время года просто опасны: резина теряет эластичность и сцепление с дорогой, что увеличивает тормозной путь даже на чистом асфальте, а на льду и на снегу автомобиль становится неуправляемым.

Всесезонные шины — тоже не полноценная замена: они разработаны для регионов с мягкими зимами, без экстремальных морозов.

Сравнение шипов и липучки

Специальная резина бывает двух типов: фрикционной (липучки) и шипованной.

Ещё 10 лет назад шипованные шины считались безусловными лидерами, но сегодня липучки активно их вытесняют. Поэтому рынок предлагает десятки моделей обоих типов.

Особенности шипованной резины

Особенности шипованных шин

Такие шины представляют собой специальные зимние покрышки, оснащённые металлическими шипами из карбида вольфрама или высокопрочной стали. Эти элементы встроены в протектор и выступают на 1-1,5 мм над его поверхностью, создавая надёжное сцепление на самых сложных покрытиях.

Преимущества шипованной резины:

  • сокращает тормозной путь на льду на 15-20% по сравнению с липучкой;
  • хорошо справляется с укатанным снегом, предотвращает пробуксовку;
  • служит 4-5 сезонов;
  • подходит для загородных трасс.

Недостатки шипованной резины:

  • при езде по асфальту создаёт гул и вибрацию до 75 дБ, что довольно дискомфортно для водителя и пассажиров;
  • при температуре выше +5 °C резина размягчается, из-за чего сцепление с дорогой становится хуже;
  • при агрессивной езде теряется до 10-15% шипов за сезон.

Купить полис ОСАГО

Особенности липучки

Фрикционные шины — это зимние покрышки, которые обеспечивают сцепление с дорожным полотном за счёт специального состава материала (мягкая пластичная резина) и сложного рисунка протектора. Их рабочая поверхность содержит множество микроскопических ламелей (тонких извилистых разрезов), которые расширяются при соприкосновении с дорогой, втягивают воду и активно «цепляются» за снег и лёд.

Преимущества фрикционной резины:

  • хорошая управляемость на мокром асфальте и снежной каше — во время частых оттепелей работает лучше шипованной;
  • тихая и комфортная езда по асфальту;
  • подходит для большинства городских условий;
  • не теряет элементов при езде — сцепление обеспечивает специфика протектора, а не вставками, вроде шипов.

Недостатки фрикционной резины:

  • на льду уступает шипам — тормозной путь на 15-20% длиннее;
  • в сильные морозы (ниже -25°C) дубеет, сцепление ухудшается;
  • быстрее изнашивается, особенно при частых перепадах температур.

Дополнительные параметры

Параметры зимних шин

Важную роль в повышении безопасности езды зимой играет не только тип шин (шипы или липучка), но и некоторые другие характеристики покрышек.

Индекс скорости и нагрузки

Эти параметры написаны на боковой поверхности покрышек после обозначения размера шины. Они указывают максимально допустимую скорость эксплуатации резины и максимальную нагрузку на одно колесо. Каждая шина имеет буквенно-цифровое обозначение, например 94T, где:

  • 94 — индекс нагрузки (670 кг на шину);
  • T — индекс скорости (до 190 км/ч).

Для зимы лучше выбирать шины с запасом по нагрузке (+10-15% к массе авто и ориентироваться на индексы скорости Q (160 км/ч) или T (190 км/ч).

Конструкция протектора

Геометрический рисунок и расположение канавок, блоков и ламелей на рабочей поверхности шины определяет её сцепные свойства, устойчивость и способность отводить воду/снег. Существует три основных типа:

  • Асимметричный рисунок. Идеально подходит для динамичной езды по зимним дорогам с переменным покрытием. Наружная зона из крупных жёстких блоков отвечает за устойчивость на поворотах и сухом покрытии. Внутренняя часть содержит множество тонких ламелей и канавок, которые эффективно отводят воду.
  • Направленный рисунок (V-образный). Обеспечивают уверенное движение по снежной колее, поскольку конструкция создаёт мощный насосный эффект, быстро удаляющий воду и тающую кашу из пятна контакта.
  • Симметричный рисунок. Хотя шины с симметричным рисунком проигрывают в специальных условиях, для города и ровных дорог — это надёжное решение.

Глубина протектора

Этот параметр показывает расстояние от поверхности шины до дна самых глубоких канавок. Измеряют его в миллиметрах. Чем больше глубина, тем лучше протектор отводит снежную кашу и цепляется за обледенелую дорогу.

У новой покрышки значение параметра — 8-10 мм. У изношенной резины глубина протектора может быть менее 4-5 мм, и в этом случае шины заметно менее эффективны на зимних трассах, что увеличивает риск заносов и удлиняет тормозной путь.

Состав резиновой смеси

Из чего делается резина для зимних шин

Материал покрышки определяет, насколько эластичной она будет в мороз — это критично для сцепления. При изготовлении шин применяют:

  • Натуральный каучук (30-50% состава). Обеспечивает высокую эластичность и морозостойкость шин;
  • Кремнезём. Повышает цепкость на мокром асфальте и льду, что снижает риск «аквапланирования» и заноса;
  • Специальные присадки, которые предотвращают затвердевание резины в сильные морозы, и позволяют сохранить функциональность покрышки.

Чек-лист критериев для выбора зимних шин

В целом, оба варианта имеют сильные и слабые стороны, поэтому всё зависит не от личных предпочтений, а от климата, условий, стиля вождения.

Выбирайте шипы, если:

  • живёте в регионах с суровыми зимами (Сибирь, Урал, северные области), для которых характерны гололёд, долгие морозы ниже -15°C, заносы и дороги часто бывают нечищены;
  • часто ездите загород по заснеженным трассам, просёлкам, горным серпантинам;
  • стараетесь добиться максимальной безопасности на льду — шипы сокращают тормозной путь на 15-20% по сравнению с липучкой.

Выбирайте липучку, если:

  • живёте в городе, где регулярно убирают снег и обрабатывают дороги реагентами;
  • в вашем регионе регулярно бывают оттепели или температура редко опускается ниже -15°C;
  • часто ездите по асфальту и не хотите слушать гул, который издаёт шипованная резина.
на главную