Как зарегистрировать товарный знак

Как зарегистрировать товарный знак

Инструкция для тех, кто не хочет делить свой успех с конкурентами

Пока бизнес только развивается, кажется, что право пользоваться названием вашей фирмы или её логотипом никто не сможет оспорить. На практике отсутствие регистрации лишает компанию прав на собственную марку и открывает дорогу конкурентам.

Чтобы избежать подобных ситуаций, важно понимать, как проходит юридическое оформление бренда в России, какие документы нужны и как подавать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. В статье подробно рассказали о процедуре регистрации товарного знака.

Что такое товарный знак и зачем нужен

Что такое товарный знак

Товарный знак — это индивидуальное обозначение, с помощью которого потребитель отличает товары или услуги одной фирмы от другой. Им может быть слово, слоган, буквенное сочетание, логотип, картинка или даже просто сочетание нескольких цветов.

«Есть три варианта. Первое — можно зарегистрировать товарный знак на название. Второе — на лого или какой-то отличительный знак, как три полоски у известной марки кроссовок. А третье — на слоган. Конечно, всё лучше делать разом, просто это стоит больших денег и занимает много времени», — объясняет основательница бренда косметики Анастасия Горожанина.

Например, ИП «Михаил Джекович Гебреселассие» выпускает популярный кофе под названием «Нецикорий». Если он не зарегистрирует бренд, то конкуренты смогут воспользоваться его успехом и начать продавать свой напиток под видом его продукции.

Можно ли работать без товарного знака

Торговать чем-либо без товарного знака допускается — российское законодательство этого не запрещает. Риск в том, что бренд может кто-то «украсть» и начать продавать под ним что-то другое или же аналогичный товар, как в примере с кофе «Нецикорий».  

«В таком случае свой товар юридически никак не защитить, даже если подать в суд. Потому что у вас нет на него товарного знака. Если же товарный знак зарегистрирован — есть гарантии, что другие продавцы не смогут пользоваться вашим именем и логотипом. В Роспатенте за этим строго следят», — говорит предпринимательница.

После регистрации бизнесмен получает свидетельство, которое позволяет законно защищать свою марку и запрещает использование аналогичных обозначений другим лицам.

Важно! Торговать под уже имеющимся на рынке названием, вопреки вышесказанному, можно. Даже если название уже зарегистрировано в Роспатенте за кем-то другим. Всё зависит от классов МКТУ (о них — чуть позже). То есть, повторное использование названия «Нецикорий» допускается, если под ним продают не кофе, а, например, косметику.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрировать торговую марку в РФ разрешено как компаниям (юридическим лицам), так и ИП. Простые люди — то есть физические лица — без статуса предпринимателя оформить его не могут.

Как регистрируется товарный знак

Процедура одинакова для всех — не важно, ООО это, НКО или ИП. Потребуется подготовить обозначение бренда (слово, фразу или изображение), определить свой продукт по международной классификации товаров и услуг (МКТУ), подать заявку и пройти экспертизу.

Далее приведём пошаговую инструкцию для тех, кто собирается официально оформить свой бренд.

Проверка обозначения

Заявитель может проверить уникальность марки лично, используя базу Роспатента и другие открытые источники. Сложность заключается в том, что причиной для отказа в регистрации может послужить даже частичное (смысловое или визуальное) совпадение с другим существующим товарным знаком. Всё это придётся изучать.

Поэтому надёжнее обратиться в бюро патентов или к специалистам Федерального института промышленной собственности (ФИПС), который является структурным подразделением Роспатента. Там смогут точно оценить все риски. Однако это платная услуга: она стоит 94 400 рублей, срок оказания — 10 дней.

«Я сначала подавала один товарный знак, но мне отказали. Почему? Потому что классы парфюмерии и косметики похожи, а на тот момент был парфюмерный бренд с похожим на моё названием. Смежные классы МКТУ чаще всего не одобряют при регистрации товарного знака», — рассказала Анастасия Горожанина.

Выбор классов МКТУ

В МКТУ входят 45 классов. От их выбора зависит, на какие товары или услуги распространяется защита. Например, если компания изготавливает пиццу, и сама же развозит её заказчикам, но при этом выбрала только класс товаров, то юридическая защита на услуги доставки действовать не будет.

Страхование для бизнеса

Подготовка заявки и подача документов

Заявка состоит из описания обозначения, перечня классов, данных заявителя, изображения логотипа. Для юридического оформления важно правильно оформить описание: для словесного знака — объяснить смысл, для визуального — то же самое, также необходимо перечислить составные элементы лого.

Вот перечень документов, которые потребуется предоставить в Федеральную службу по интеллектуальной собственности:

  • заявка;
  • квитанции об оплате госпошлин (их две);
  • доверенность (если вы подаёте бумаги через посредника).

Подать документы можно самостоятельно через портал Роспатента или Госуслуг. Но лучше обратиться к специалистам. Дело в том, что неправильное оформление заявки может стать поводом для отказа в продолжении процедуры, и тогда вы потеряете деньги — уплаченные госпошлины вам не вернут.

Экспертиза

Далее идёт этап проверки. Сначала — формальная экспертиза: Роспатент оценивает правильность оформления документов. На это уходит до одного месяца. Затем — экспертиза обозначения. Это самый сложный и долгий этап, который занимает до 12 месяцев. На нём специалисты проводят анализ уникальности, оценивают сходство с существующими товарными знаками.

«Экспертиза может длиться очень долго или очень быстро. Как повезёт. В среднем — от трёх месяцев и дольше. Мне, например, несколько раз срок переносили, потому что было очень много заявок. То есть у меня вышел ровно год», — говорит основательница косметического бренда.

Выдача свидетельства

При успешном прохождении экспертизы заявитель оплачивает ещё одну государственную пошлину — уже третью —за регистрацию. Затем ему выдают свидетельство на товарный знак. Срок его действия — 10 лет. Оно может неоднократно продлеваться за дополнительную плату.

Что если в регистрации бренда отказано

Во время ожидания вам может прийти один из двух ответов: запрос экспертизы или отказ в регистрации. В первом случае нет ничего страшного. Специалисты просто просят исправить недочёты или дополнить материалы, например, описать знак более подробно.

Если вам пришёл именно отказ, у вас всё равно остаётся несколько вариантов. Можно попробовать подать апелляцию, обратившись в Палату по патентным спорам. Это вернёт вас на этап рассмотрения, который может длиться от трёх месяцев до года. Специалисты рассмотрят решение экспертизы и оценят аргументы заявителя. Не исключено, что это поможет отменить отказ. На подачу возражения у предпринимателя есть четыре месяца.

На этом этапе большое значение имеет логика аргументации: необходимо опираться на нормы Гражданского кодекса, методику Роспатента и примеры из судебной практики. Иногда, однако, спорить нет смысла. Если обозначение действительно слабое или слишком похоже на чужие коммерческие обозначения, рациональнее не тратить время на оспаривание, а подготовить новую заявку.

«Если сертификат о регистрации знака вам не выдали, последнюю госпошлину вы не платите. Отказ в регистрации — это не конец света: вы по-прежнему можете продавать под выбранным брендом, просто есть риски, что его украдут», — говорит Анастасия Горожанина.

Сколько стоит регистрация бренда

Процедура обойдётся вам по меньшей мере в 35 000 ₽. Это в случае, если решение всех вопросов вы возьмёте на себя и не станете обращаться за помощью к посредникам. Сюда входят три госпошлины:

  • подача заявки — 4000 ₽ (+1000 ₽ за каждый класс, если подаёте больше одного);
  • экспертиза — 13 000 ₽ (+2500 ₽ за каждый класс, если подаёте больше одного; по 500 ₽ за каждый товар в одном классе, если их больше десяти);
  • выдача свидетельства — 18 000 ₽ (+2000 ₽ за каждый класс, если подаёте больше пяти).

То есть, предположим, что заявитель подаётся на товарный знак в шести классах. Тогда за всё он заплатит суммарно 54 500 ₽: 9000 ₽ на начальном этапе плюс 25 500 ₽ за проверку, а затем ещё 20 000 ₽, если бренд одобрили.

При обращении в ФИПС для предварительной проверки обозначения, придётся отдать дополнительные 94 400 ₽. Размер итоговой суммы будет также зависеть от того, к каким ещё посредникам вы обратитесь на разных этапах.

Какие права даёт торговая марка

Зачем нужен товарный знак

После того, как собственнику выдали бумаги о том, что товарный знак теперь принадлежит ему, он получает исключительное право на свой бренд. Таким образом он может:

  • запрещать другим использовать схожие логотипы, названия или цвета;
  • передавать права по договору;
  • лицензировать бренд, то есть «сдавать его в аренду»;
  • защищать интересы бренда в суде.

Например, если конкурент запускает марку с похожим названием, зарегистрированный правообладатель имеет законные основания подать соответствующую жалобу. Тогда деятельность конкурента будет ограничена.

Заключение

Регистрация товарного знака кажется долгой и утомительной процедурой, но оно того стоит, ведь защищает предпринимателя от недобросовестной конкуренции, риска разделить свой успех с другой компанией. Один раз оформив бренд, вы получаете инструменты, которые помогают вам закрепиться на рынке и уверенно инвестировать в развитие своего продукта.

Для многих бизнесов товарный знак становится таким же важным активом, как оборудование и команда. Чем раньше вы позаботитесь о его оформлении, тем проще будет выстраивать стратегию, не оглядываясь на угрозу, что однажды ваш бренд начнёт работать не на вас, а на чужой бизнес.

на главную