Как зарегистрировать товарный знак
Пока бизнес только развивается, кажется, что право пользоваться названием вашей фирмы или её логотипом никто не сможет оспорить. На практике отсутствие регистрации лишает компанию прав на собственную марку и открывает дорогу конкурентам.
Чтобы избежать подобных ситуаций, важно понимать, как проходит юридическое оформление бренда в России, какие документы нужны и как подавать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. В статье подробно рассказали о процедуре регистрации товарного знака.
Что такое товарный знак и зачем нужен

Товарный знак — это индивидуальное обозначение, с помощью которого потребитель отличает товары или услуги одной фирмы от другой. Им может быть слово, слоган, буквенное сочетание, логотип, картинка или даже просто сочетание нескольких цветов.
«Есть три варианта. Первое — можно зарегистрировать товарный знак на название. Второе — на лого или какой-то отличительный знак, как три полоски у известной марки кроссовок. А третье — на слоган. Конечно, всё лучше делать разом, просто это стоит больших денег и занимает много времени», — объясняет основательница бренда косметики Анастасия Горожанина.
Например, ИП «Михаил Джекович Гебреселассие» выпускает популярный кофе под названием «Нецикорий». Если он не зарегистрирует бренд, то конкуренты смогут воспользоваться его успехом и начать продавать свой напиток под видом его продукции.
Можно ли работать без товарного знака
Торговать чем-либо без товарного знака допускается — российское законодательство этого не запрещает. Риск в том, что бренд может кто-то «украсть» и начать продавать под ним что-то другое или же аналогичный товар, как в примере с кофе «Нецикорий».
«В таком случае свой товар юридически никак не защитить, даже если подать в суд. Потому что у вас нет на него товарного знака. Если же товарный знак зарегистрирован — есть гарантии, что другие продавцы не смогут пользоваться вашим именем и логотипом. В Роспатенте за этим строго следят», — говорит предпринимательница.
После регистрации бизнесмен получает свидетельство, которое позволяет законно защищать свою марку и запрещает использование аналогичных обозначений другим лицам.
Важно! Торговать под уже имеющимся на рынке названием, вопреки вышесказанному, можно. Даже если название уже зарегистрировано в Роспатенте за кем-то другим. Всё зависит от классов МКТУ (о них — чуть позже). То есть, повторное использование названия «Нецикорий» допускается, если под ним продают не кофе, а, например, косметику.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрировать торговую марку в РФ разрешено как компаниям (юридическим лицам), так и ИП. Простые люди — то есть физические лица — без статуса предпринимателя оформить его не могут.

Процедура одинакова для всех — не важно, ООО это, НКО или ИП. Потребуется подготовить обозначение бренда (слово, фразу или изображение), определить свой продукт по международной классификации товаров и услуг (МКТУ), подать заявку и пройти экспертизу.
Далее приведём пошаговую инструкцию для тех, кто собирается официально оформить свой бренд.
Проверка обозначения
Заявитель может проверить уникальность марки лично, используя базу Роспатента и другие открытые источники. Сложность заключается в том, что причиной для отказа в регистрации может послужить даже частичное (смысловое или визуальное) совпадение с другим существующим товарным знаком. Всё это придётся изучать.
Поэтому надёжнее обратиться в бюро патентов или к специалистам Федерального института промышленной собственности (ФИПС), который является структурным подразделением Роспатента. Там смогут точно оценить все риски. Однако это платная услуга: она стоит 94 400 рублей, срок оказания — 10 дней.
«Я сначала подавала один товарный знак, но мне отказали. Почему? Потому что классы парфюмерии и косметики похожи, а на тот момент был парфюмерный бренд с похожим на моё названием. Смежные классы МКТУ чаще всего не одобряют при регистрации товарного знака», — рассказала Анастасия Горожанина.
Выбор классов МКТУ
В МКТУ входят 45 классов. От их выбора зависит, на какие товары или услуги распространяется защита. Например, если компания изготавливает пиццу, и сама же развозит её заказчикам, но при этом выбрала только класс товаров, то юридическая защита на услуги доставки действовать не будет.
Подготовка заявки и подача документов
Заявка состоит из описания обозначения, перечня классов, данных заявителя, изображения логотипа. Для юридического оформления важно правильно оформить описание: для словесного знака — объяснить смысл, для визуального — то же самое, также необходимо перечислить составные элементы лого.
Вот перечень документов, которые потребуется предоставить в Федеральную службу по интеллектуальной собственности:
- заявка;
- квитанции об оплате госпошлин (их две);
- доверенность (если вы подаёте бумаги через посредника).
Подать документы можно самостоятельно через портал Роспатента или Госуслуг. Но лучше обратиться к специалистам. Дело в том, что неправильное оформление заявки может стать поводом для отказа в продолжении процедуры, и тогда вы потеряете деньги — уплаченные госпошлины вам не вернут.
Экспертиза
Далее идёт этап проверки. Сначала — формальная экспертиза: Роспатент оценивает правильность оформления документов. На это уходит до одного месяца. Затем — экспертиза обозначения. Это самый сложный и долгий этап, который занимает до 12 месяцев. На нём специалисты проводят анализ уникальности, оценивают сходство с существующими товарными знаками.
«Экспертиза может длиться очень долго или очень быстро. Как повезёт. В среднем — от трёх месяцев и дольше. Мне, например, несколько раз срок переносили, потому что было очень много заявок. То есть у меня вышел ровно год», — говорит основательница косметического бренда.
Выдача свидетельства
При успешном прохождении экспертизы заявитель оплачивает ещё одну государственную пошлину — уже третью —за регистрацию. Затем ему выдают свидетельство на товарный знак. Срок его действия — 10 лет. Оно может неоднократно продлеваться за дополнительную плату.
Что если в регистрации бренда отказано
Во время ожидания вам может прийти один из двух ответов: запрос экспертизы или отказ в регистрации. В первом случае нет ничего страшного. Специалисты просто просят исправить недочёты или дополнить материалы, например, описать знак более подробно.
Если вам пришёл именно отказ, у вас всё равно остаётся несколько вариантов. Можно попробовать подать апелляцию, обратившись в Палату по патентным спорам. Это вернёт вас на этап рассмотрения, который может длиться от трёх месяцев до года. Специалисты рассмотрят решение экспертизы и оценят аргументы заявителя. Не исключено, что это поможет отменить отказ. На подачу возражения у предпринимателя есть четыре месяца.
На этом этапе большое значение имеет логика аргументации: необходимо опираться на нормы Гражданского кодекса, методику Роспатента и примеры из судебной практики. Иногда, однако, спорить нет смысла. Если обозначение действительно слабое или слишком похоже на чужие коммерческие обозначения, рациональнее не тратить время на оспаривание, а подготовить новую заявку.
«Если сертификат о регистрации знака вам не выдали, последнюю госпошлину вы не платите. Отказ в регистрации — это не конец света: вы по-прежнему можете продавать под выбранным брендом, просто есть риски, что его украдут», — говорит Анастасия Горожанина.
Сколько стоит регистрация бренда
Процедура обойдётся вам по меньшей мере в 35 000 ₽. Это в случае, если решение всех вопросов вы возьмёте на себя и не станете обращаться за помощью к посредникам. Сюда входят три госпошлины:
- подача заявки — 4000 ₽ (+1000 ₽ за каждый класс, если подаёте больше одного);
- экспертиза — 13 000 ₽ (+2500 ₽ за каждый класс, если подаёте больше одного; по 500 ₽ за каждый товар в одном классе, если их больше десяти);
- выдача свидетельства — 18 000 ₽ (+2000 ₽ за каждый класс, если подаёте больше пяти).
То есть, предположим, что заявитель подаётся на товарный знак в шести классах. Тогда за всё он заплатит суммарно 54 500 ₽: 9000 ₽ на начальном этапе плюс 25 500 ₽ за проверку, а затем ещё 20 000 ₽, если бренд одобрили.
При обращении в ФИПС для предварительной проверки обозначения, придётся отдать дополнительные 94 400 ₽. Размер итоговой суммы будет также зависеть от того, к каким ещё посредникам вы обратитесь на разных этапах.
Какие права даёт торговая марка

После того, как собственнику выдали бумаги о том, что товарный знак теперь принадлежит ему, он получает исключительное право на свой бренд. Таким образом он может:
- запрещать другим использовать схожие логотипы, названия или цвета;
- передавать права по договору;
- лицензировать бренд, то есть «сдавать его в аренду»;
- защищать интересы бренда в суде.
Например, если конкурент запускает марку с похожим названием, зарегистрированный правообладатель имеет законные основания подать соответствующую жалобу. Тогда деятельность конкурента будет ограничена.
Заключение
Регистрация товарного знака кажется долгой и утомительной процедурой, но оно того стоит, ведь защищает предпринимателя от недобросовестной конкуренции, риска разделить свой успех с другой компанией. Один раз оформив бренд, вы получаете инструменты, которые помогают вам закрепиться на рынке и уверенно инвестировать в развитие своего продукта.
Для многих бизнесов товарный знак становится таким же важным активом, как оборудование и команда. Чем раньше вы позаботитесь о его оформлении, тем проще будет выстраивать стратегию, не оглядываясь на угрозу, что однажды ваш бренд начнёт работать не на вас, а на чужой бизнес.